Как отучить ребенка считать на пальцах в 8 лет
Содержание статьи
Что делать, если ребёнок считает на пальцах?
Спойлер: это нормально
«Не считай на пальцах — ты ведь уже большой!», — распространённое требование учителей к детям, которые пришли в первый класс. Но на самом деле, счёт на пальцах — это нормально. Этап перехода от предметного счёта к абстрактному проходит не сразу. И детям на этом пути нужны «помощники».
Давайте посмотрим, какие ещё этапы проходит ребёнок при формировании навыков счёта, какую роль в этом процессе играют пальцы, и надо ли прятать их под стол.
1. Умение различать «один» и «много»
Это начальный этап освоения счёта. Здесь у малышей появляется способность самостоятельно отличать одиночные предметы от групп предметов. Само представление о том, что одно яблоко отличается от нескольких яблок — важное условие для того, чтобы потом научиться различать 2, 3, 4 и 5 яблок.
Лучший способ объяснить разницу между «один» и «много» — встраивать небольшие задания в повседневное общение. Например, просить сравнивать «один» и «много».
«Сколько яблок у нас на столе: одно или много?»
«Сколько котят на картинке: один или много?»
С малышами, которые только-только начинают различать «один» и «много», можно играть в «Лапочки» на начальном уровне сложности с картами «до 3»: это поможет быстрее перейти к азам предметного счёта.
Лапочки — эта милая игра знакомит со счётом до пяти и учит определять количество предметов.
2. Навык предметного счёта и кодирования
Предметный счёт — это умение определять количество предметов на столе и называть их специальным «именем» — числом, которое соответствует этому количеству.
Навык предметного счёта формируется постепенно. Сперва ребёнок понимает, что уже известное ему понятие «много» бывает нескольких видов и осваивает первые из них: 2 и 3. Позже к ним прибавляются 4 и 5, и так далее.
Примерно в это же время постепенно формируется навык кодирования количества предметов в символ (цифру) и слово, которым эта цифра обозначается. На первых порах процесс кодирования занимает некоторое время, потому что для ребёнка «• • • •», «4» и «четыре» не являются очевидно тождественными.
Вы можете на собственном примере почувствовать, как происходит процесс кодирования. Выучите числа от 1 до 9 на китайском и сразу же попробуйте ответить на вопрос: что больше — «ци» или «сы»?. А сколько будет «лиу» минус «у»? А если посчитать от «ба» до «ар» в обратном порядке? Даже зная, какое число обозначает каждое из слов, вам потребуется время, чтобы перевести их в понятную вам плоскость и дать правильный ответ.
Как сделать предметный счёт более быстрым и интересным? Предлагать считать в любых ситуациях, когда можно что-то сосчитать.
В магазине: «Сколько человек стоит перед нами в очереди?»
На прогулке: «Сколько мячиков лежит на траве?»
В гостях: «Сколько кружек у бабушки на полке?»
А ещё можно играть в классические настольные «бродилки». Они помогут научиться сопоставлять сразу 3 формы, в которых выражается одно и то же число:
- количество точек на кубике;
- количество ходов, которое совершает фигурка после броска кубика;
- слово, которое обозначает это количество.
Развить и закрепить навык предметного счёта поможет игра «Лапочки» — на этом этапе в неё можно играть уже с картами до 5. Далее весёлые занятия можно продолжить с игрой «Турбосчёт», используя карточки начального уровня сложности.
3. Представление о числовом ряде и навык порядкового счёта
Понимание того, что количество объектов увеличивается по порядку, приходит не сразу. Сначала дети запоминают порядковый счёт до десяти скорее как стишок, выучив его на слух и не осознавая, почему эти слова идут именно в таком порядке. В знании заклинания «раз, два, три, четыре, пять» пользы мало, поскольку его нельзя применить на практике.
Чтобы сделать порядковый счёт полезным и осознанным, рекомендуется как можно чаще предлагать ребёнку по порядку посчитать любые предметы и явления, которые выглядят одинаково и / или следуют строго друг за другом:
- ступеньки по пути домой;
- шаги от машины до дома;
- фонарные столбы во время загородной поездки;
- ягоды клубники, разложенные на столе.
Понять, как устроен числовой ряд, помогает простая игра:
- Возьмите 10 машинок и пронумеруйте их с помощью стикеров.
- Расставьте машинки по порядку.
- Спрячьте одну из машинок и предложите ребёнку назвать, какой машинки не хватает.
- Поменяйте несколько машинок местами и предложите ребёнку расставить их по порядку.
- Перемешайте все машинки и предложите ребёнку расставить их по порядку.
А ещё есть интересные задания на понимание числового ряда на сайте нашего проекта «Реши Пиши».
Параллельно можно предлагать ребёнку задания на сравнение количеств: это поможет перейти от порядкового счёта к пониманию места каждого числа без необходимости считать с начала. Здесь помогут простые игровые занятия на «больше-меньше»:
«Две стоянки»: на одной 7 машинок, на другой — 8. Где машинок больше?
«Три корзинки»: в одной 9 яблок, в другой — 5, в третьей — 6. В какой корзинке яблок меньше всего?
Уже на этом этапе органично возникает счёт на пальцах. Ведь ладошки — это подсказка, которая всегда рядом. Глядя на них, ребёнок сопоставляет количество пальцев с числами: сперва до 5, позже — до 10.
Именно поэтому важно чаще предлагать считать всё вокруг. Ведь чем разнообразнее объекты для счёта, тем менее уникальным и ценным инструментом становятся пальцы, и тем реже они используются.
В освоении порядкового счёта помогают игры «Трафик Джем» и «Этажики» с правилами начального уровня. А игра «Турбосчёт» учит сравнивать числа.
4. Навык абстрактного счёта
Абстрактный счёт предполагает, что ребёнку уже не нужно сопоставлять число «три» с количеством определённых предметов, видя их перед собой. Он уже видел множество «образов» этого числа: три точки на кубике, три яблока, три шарика. Для уверенного перехода от пальцев к цифрам ребёнку нужен разнообразный опыт предметного счёта, чтобы он неоднократно убедился, что 2+3 — это всегда 5, будь то котята или яблоки. Это позволяет вплотную подойти к решению простых примеров.
При освоении абстрактного счёта дети также могут использовать пальцы для уверенности: сперва показывать исходное значение, а потом добавлять или убирать нужное количество пальцев и пересчитывать получившийся результат. Ничего страшного здесь нет, поскольку со временем эта «шпаргалка» будет использоваться всё реже и реже, по мере автоматизации простых операций на сложение и вычитание.
Если ребёнок все ещё считает на пальцах, это говорит о том, что он ещё не совсем готов считать в уме. В этом случае есть смысл на время «откатиться» обратно к предметному счёту, используя разнообразные предметы и упражнения.
Ускорить развитие навыка абстрактного счёта помогают игры «Этажики», «Фрукто 10», «Проныры» и «Турбосчёт».
Источник
Счет «на пальцах»
У нас такая же проблема была пару месяцев назад. Учительница требовала, чтобы счет на пальцах переходил в устный счет. Мне мои знакомые посоветовали учить состав числа как стихотворение: 5 — это 1 и 4, 5 — это 2 и 3 и т.п. А потом обязательно использовать вот эти пособия, по-порядку:
[ссылка-1]
[ссылка-2]
[ссылка-3]
Мы начали заниматься в ноябре, прошли книжку на счет от 1 до 5, потом от 6 до 10. Сейчас начинаем последнюю книжку (счет от 1 до 10).
Когда мой сын начинал считать на пальцах, я сидела рядом и говорила ему: «3+4 это…» Он задумывался, а потом вспоминал состав числа и писал правильный ответ.
Учительница увидела первый результат через месяц, сама подошла ко мне и с удивлением констатировала, что сын стал быстро и практически без ошибок считать. А сейчас говорит, что у него устный счет — лучший в классе. (А мой сын учится в коррекционной школе, между прочим). 06.02.2014 21:38:59, Platash
ИМХО, для первого класса и желания учителя должна помочь автоматизация счета в пределах 1-2 десятка. Выучить наизусть «таблицу сложения» или как это называется.
Но я лично не сталкивалась, мои на пальцах вообще не считали, только в уме. 06.02.2014 09:50:38, ЛюбимицаКлаппа
По-моему так это нормально, пусть считает, как ему удобно. У меня дочь виртуозно считала на пальцах до 6 класса, причем у нее была какaя-то своя система, поскольку счет шел на тысячи. Никак ей это не помешало, считает прекрасно, очень способная к математике. И младший у меня тоже считал и считает на пальцах, тоже по какой-то своей системе, счет идет на тысячи, деление, умножение — пальцы участвуют, не знаю, как точно, но вижу, что что-то там загибает. Ему 8.5 лет. Никаких проблем из-за счета на пальцах не наблюдаю. По-моему, наоборот хорошо, ребенок создал себе инструмент, который помогает ему понять и справляться со счетом. 05.02.2014 17:50:08, Rive Gauche
Я сама иногда считаю на пальцах (напрягаю их, так что никто не видит), и никто не умер 🙂
Со счётом у меня всё прекрасно. С математекой — зашибись, как хорошо 🙂
Но мне так ИНОГДА удобнее.
Я бы не запрещала пользоваться пальцами, если это не критично.
Вот был в моём детстве тяжёлый случай. Мальчик (сосед по парте в санатории) привык считать ПО ПАЛОЧКАМ. Вот это был трындец. Он на пластиковой обложке рисовал палочки (а счёт уже был чуть не в пределах сотни), потом вычёркивал то, что надо было отнять, пересчитывал оставшиеся палочки, писал в тетрадь ответ, а потом СЛЮНЯВИЛ ПАЛЕЦ и стирал палочки с обложки, чтобы нарисовать новые. Беееееееее… Слюнявую затёртую обложку вспоминаю до сих пор с содраганием %)
И, кстати, да, у меня сын-первоклассник, очень умный мальчик, тоже пользуется для счёта пальцами. Вот ни разу не сказала ему ничего против 🙂
05.02.2014 17:45:01, Мыся
+100 Я так же иногда пальцы использую, только этого никто не видит. Два высших образования, одно из них техническое.
Гы, дело не в пальцах, а в умении ими пользоваться.))) 05.02.2014 21:28:03, Lussi01
))Ну и не верьте. Я ж не собираюсь доказывать теорему «оч.умелых пальчиков». 06.02.2014 17:02:12, Lussi01
Правда — я сама использую пальцы, если надо подсчитать на какой день недели выпадет конкретное число на будущих неделях)
Зы — тоже имеется высшее техническое)
06.02.2014 09:34:39, Птичка снежная
+1 про стыковку числа с днем недели ))) 06.02.2014 17:46:16, УникаЛьнаЯ
Тогда получается, что у Вас наследственное это умение считать на пальцах …
А зачем Вы на пальцах дни считаете, вроде бы календари для этого есть?
Я всегда 2 столбика в голове представляю:
понедельник——четверг
вторник ————пятница
среда—————суббота
————————-воскресенье
Так и считаю.
Зы. Значит не «чистые» технари:)
06.02.2014 14:39:11, ВС-препод
Каждый считает своим способом. Я, чтобы посчитать дни недели, представляю себе школьный дневник. 06.02.2014 19:51:04, ЮлияФ
+ много, про дневник 🙂 11.02.2014 13:37:48, XXL
Календарь не всегда под рукой, а на пальцах быстрее))) 06.02.2014 15:09:24, Птичка снежная
Вот имхо, счеты, пальцы — какая разница? Пока он в десятке не научится ориентироваться без наглядных пособий, без толку требовать чего-то.
Тем более от первоклассника. 05.02.2014 13:32:51, УникаЛьнаЯ
Всю жизнь же не будет на пальцах считать)) Отвалится, конечно. Можете тренажер какой-нибудь попробовать для ускорения процесса, только не на время решать, а просто так. Самим можно примеры насоставлять. До какого-то числа же считает в уме? Хоть до 3, потом до 5, вот научится бодро решать, тогда дальше пойдете. 05.02.2014 12:52:44, Планетка
Я уверена. что считать на пальцах не вредно. Если ребенку пока нужен зрительный образ — пусть пользуется, Можно заменить пальцы на линейку.
то, что считает на пальцах показывает, что у него еще не сформирован образ числа.
Для него счет в уме — очень сложно. Примерно, как вам нужно было прям сразу решать примеры на японском.
Вам, конечно, скажут, что
один = ичи
два = ни
три = сан
четыре = йон
пять = го
и тд
Но просьба посчитать сколько будет ичи+сан , наверняка, вызовет массу проблем.
Если есть необходимость автоматизировать счет (чтобы учительнице было приятно), поиграйте в разные игры на счет, например , турбосчет банды умников, 10 свинок. А также все время считать сдачу в магазине, скоьлко троллейбусов и автобусов на остановке и тп
05.02.2014 12:47:51, Шоша
Попробуйте ребенку предложить для счета измерительную линейку. 05.02.2014 12:25:52, ВС-препод
+100 11.02.2014 00:15:59, tsar**
Учитель требует счета » в уме», без привлечения иных предметов. 05.02.2014 12:34:08, Птичка снежная
На мой взгляд, нельзя с пальцев сразу перейти на счет в уме.
Может учитель добивается механического запоминания таблицы сложения?
05.02.2014 15:08:19, ВС-препод
Надо сначала научиться ориентироваться на реальной числовой прямой ( например линейке), а потом уже представлять виртуальную в уме. У нас во всяком случае именно такая методика. 05.02.2014 13:07:55, Tiramisu
Мне логопед большим стажем сказала-пальцы оставить, пока само не уйдёт. Мой тоже считает на пальцах, под столом, виртуозно:). 05.02.2014 12:14:54, ivmarg
Тоже слышала неоднократно. Ребенок должен пройти этот процесс, переварить его. Иначе потом эти проблемы со счетом всплывут на более серьезном уровне 05.02.2014 12:32:17, Чунга-Чанга
Именно так.Ребёнок запоминает не только на слух, но и тактильно, через движения, как-то так. Выучить таблицу сложения можно, но образа числа не сформируется. Я со своим ЗПР выучила таблицу сложения почти всю, но это было как стих. Откатилась назад, к числам, разрешила использовать пальцы, дело пошло на лад. Надеюсь,к школе уляжется всё. 05.02.2014 15:38:36, ivmarg
у нас второй класс… на пальцах даже не приучали считать… все равно считает … причем вполне может обходиться без них. Ну первая реакция на примеры — взгляд на пальцы 05.02.2014 11:48:06, партизанка Иванова
Мой даже не смотрит (может считать, когда руки под столом).
Тоже не учила.
05.02.2014 11:50:24, Птичка снежная
А я слышала что на пальцах полезно. Не надо торопить, это неплохо. 05.02.2014 11:37:08, lenalar
вот только вчера была на родительском собрании. учительница говорила именно на эту тему, просила всех родителей отучать, тренироваться работать с числовым рядом и учить состав числа. говорит, что буквально скоро начинают считать в пределах сотни, пальцев не хватит… 05.02.2014 11:17:21, douceur
ИМХО во когда перейдут к десяткам, палицы сами и «отвалятся».
Хотя какая разница, и сотни так же на пальцах можно считать. Их (пальцев) хватает, главное считать отдельно единицы, сотни и десятки и все получается. 05.02.2014 14:18:57, Lussi01
«ИМХО во когда перейдут к десяткам, палицы сами и «отвалятся»… — если бы… У нас уже не только десятки, — десятки миллионов и даже миллиардов, а пальцы все по-прежнему в ходу. 05.02.2014 14:31:48, Musenka
Я честно не пойму, кому мешают пальцы… )))
У Вас же ребенок считает уже сотни и миллиарды. Он считает! Какое кому дело как — представляя линейку или пальцы. Главное, что считает. не чужие пальцы считает, а свои.
Либо ребенок будет считать со временем без помощи пальцев, если ему это понадобиться, либо не будет, если по жизни не нужно. Может он на пальцах считает лучше и быстрее тех, кто в уме это делает. Кому какое дело?! На всякие экзамены пальцы брать не запрещено, как и виртуозно считать на них.
05.02.2014 21:20:37, Lussi01
Наша учительница объясняла, что во время устного счета ребенок, который привык считать на пальцах закатывает глаза, перебирает пальцы и зависает. И так каждый раз. Весь класс не может ждать немногих, да и зависающие дети чувствуют себя некомфортно.
Это как с техникой чтения, на каком-то этапе чтение по слогам уже мешает двигаться дальше. 06.02.2014 09:55:45, ЛюбимицаКлаппа
Просто учитель не в курсе (или не хочет признаваться), что из тех, кто быстро считает, есть и те, кто это делает на пальцах, без закатывания глаз. И совершенно незаметно для окружающих. Это как игра на пианино нажал сильнее одними пальцами, другими чуть отпустил и руки могут быть хоть в метре друг от друга. И очень очень быстро так можно, так же как если Вы видели как на счетах считают.
А те, кто медленно считают на пальцах, они и в уме будут считать так же медленно. Есть просто люди, которым надо на решение больше времени.
И люди — одни более технари. они и считать будут быстро хоть на гусиных лапках. А есть гуманитарии им все равно как считать, в основном будут медленнее, чем технари. Это не плохо и не хорошо, это просто мы все разные.
06.02.2014 16:55:02, Lussi01
Конечно она не про тех, кто считает быстро и незаметно, а про тех, кто пересчитывает и перебирает каждый палец. 06.02.2014 18:12:31, ЛюбимицаКлаппа
Дык, это ж в начале так перебирают медленно пальцы, как и сначала читают по слогам.
Если ребенка не дергать и он не будет кидаться то так считать то эдак, то он научится считать. А как? У каждого свой способ и приемы как быстро и удобно считать ему лично. Все очень ИМХО.
06.02.2014 18:47:26, Lussi01
Я не про детский сад и возраст 4-5, ну 6 лет, когда дети только-только считать начинают в пределах десятка. Второй класс, уже полтора года в школе отучились, сколько еще ждать-то?
ИМХО, при таком раскладе можно и до 11 прождать с тем же результатом. Либо на второй год надо оставлять, либо уже заставить выучить наизусть, а не смотреть, как он пальцы перебирает и глаза закатывает.
К слову, в классе есть дети, которые до сих пор по слогам читают. Только тут уже наизусть не выучишь… 07.02.2014 15:06:24, ЛюбимицаКлаппа
Конкретно — мешают учителю. Считает этот навык принципиально неправильным.
Поняла, что лучше ребенку «не мешать» — пусть делает так, как удобно ему. Главное, что считает и считает хорошо.
06.02.2014 09:31:34, Птичка снежная
Вспоминается анекдот… Ученик отвечает: «рак — это пресмыкающееся красного цвета, которое передвигается всегда задом наперед» Учитель: «Ну, это не пресмыкающееся, цвета он не красного, да и передвигается… А в остальном все верно!»
К чему это я? Я не писала нигде, что это мой ребенок, не писала так же, что это мне мешает… а в остальном все верно.
Кстати, считает детка отнюдь не виртуозно…
05.02.2014 21:41:35, Musenka
Наша тоже говорит, что надо отучать, только не говорит как.
Состав числа знает.
Но, как только начинает решать примеры -сразу в ход руки(
05.02.2014 11:30:13, Птичка снежная
Тоже знаю такое, что учителя всячески борются с пальцами. Я думаю, что у них такая сейчас политика от министерства образования, что ребенок должен назубок знать состав числа, он у него должен моментально в голове всплывать, для быстрого решения примеров.
Вот они по этой указке свыше и действуют, без учета индивидуальных особенностей детей.
Кстати, если задуматься. Ведь это механическая память. Не образная, не телесная, ни ассоциативная. Т.е. школа делает ставку на развитие механической памяти.
05.02.2014 18:02:23, ЮлияФ
Это нужно только для тех, кто считает медленно. Если ребенок в уме складывает быстро и точно, учить ничего не надо.
К тому же как учить — не регламентируется, можно и ассоциации придумать. Вообще навык полезный для тех, кто без «пальцев» не может сосчитать. 06.02.2014 09:50:26, ЛюбимицаКлаппа
не совсем, с учетом того, что в работе используется числовой ряд, активно задействована не только механическая память. 05.02.2014 19:20:15, douceur
у вас в классе числовой ряд висит? у нас вияст цифры по порядку от нуля до 10. напишите дома этот числовой ряд, может на карточках или там на чем-то и тренируйте сложение в пределах десятка на нём, пусть попробует зрительно запоминать.
я вот о чём: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, 10 — это сумма 0+10 и 0 и 10, 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, ну и 5 и 5, т.е. чисел симметричных относительно пятерки, соедините эти цифры дугами для наглядности, чтобы лучше отобразить картинку. Это как бы тоже самое, что и пальцы, но знаковое отбражение. моей так вот помогло. 05.02.2014 14:16:49, douceur
Источник