Как повысить скорость чтения у ребенка 7 лет

Содержание статьи

Как увеличить скорость чтения у ребенка

Автор IQКлуб На чтение 7 мин. Опубликовано 26.12.2017

Многие родители не понимают, зачем проверять технику чтения в начальной школе. Ребенок в первом классе читает – уже молодец! А тут еще проверка на скорость. И чем дальше (к пятому классу), тем требования ужесточаются.

Как известно, техника чтения проверяется дважды в течение учебного года: в первом и втором полугодии. Если школьник не укладывается в установленные нормативы по скорости чтения — снижается оценка при проверке этого показателя. В результате – расстраивается ученик, беспокоятся родители, и не зря: ребенок с низкой скоростью чтения медленнее усваивает учебный материал, пока он вчитывается в условие задачи, его одноклассники уже начинают решать задание. Поэтому скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать.

Техника чтения

Да, чтение некоторым детям дается нелегко, поскольку в этом процессе участвуют и память, и воображение, визуальное и звуковое восприятие. И, тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка читать быстро.

И, кстати, при проверке техники чтения учитывается не только скорость. Во время этой «процедуры» учитель выясняет, насколько ребенок понял то, что прочитал; были ли ошибки; с выражением ли был прочитан текст. Кроме того, среди критериев проверки техники чтения присутствует такой показатель как способ чтения: то есть, по слогам прочитал ребенок или полностью слово; насколько у него получилось это сделать плавно.

Поэтому родителям первоклассников (которым в первом полугодии оценок не ставят) не стоит «зацикливаться» именно на скорости чтения. Больше читайте с ребенком, расширяйте его кругозор, знакомьте с новыми словами, расширяйте его словарный запас, и результат придет.

Скорость чтения

И все же, поскольку скорость чтения сказывается на успеваемости в целом и не только в младшей школе, разработаны соответствующие нормативы, которые определяют, сколько слов в минуту должен читать ученик начальной школы. А именно:

  • в первом классе – от 25 слов в минуту;
  • во втором – от 50 слов;
  • в третьем классе – от 75;
  • в четвертом – от 95.

По окончании начальной школы ребенок в идеале должен уметь читать со скоростью 120-150 слов в минуту. Это как раз очень близко к скорости речи.

Однако, дорогие родители, обратите внимание на важный аспект: ребенок не будет читать быстрее, чем говорит, если он в жизни медлительный, долго думает, прежде чем ответить на вопрос. В таком случае, он, понятное дело, и читать будет медленнее. Но в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы ваше дитя читало осознанно.

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).

Читайте вместе

Чтобы увеличить скорость чтения ребенка, можно и нужно заниматься, причем, делать это систематически. И родителям тут придется приложить определенные усилия, проявить настойчивость, возможно, преодолеть собственную лень, ведь нужно заниматься каждый день, но благородная цель – дальнейшее развитие ребенка – того стоит. Делайте все с любовью и ваши занятия не оттолкнут дитя от чтения, а наоборот, заинтересуют.

Проявите изобретательность, придумывайте различные ухищрения, чтобы ребенок полюбил читать и делал это не «из-под палки». Например, пишите ему записки, в которых просите, чтобы он ответил письменно. Если в семье есть младшие дети, пусть ваш школьник им почитает – и общение, и тренировка. Читая на ночь любимую сказу, предложите малышу прочитать часть текста самостоятельно. Похвалите его, даже если прочитано так себе. Попросите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Это тоже, своего рода, занятия, о которых ваше чадо даже не подозревает и потому не станет упрямиться.

Пусть у вас в доступном месте будет детская литература, красочные журналы, книги, любая печатная продукция, которая может заинтересовать вашего юного следопыта. Очень может пригодиться детская энциклопедия. Там, как правило, яркие картинки, текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Можно поиграть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этой книги, привлекая его, таким образом, к чтению.

«Тяжело в учении – легко в бою»

Реально ли научить ребенка читать быстрее? Вполне. Для этого разработаны разнообразные методики, среди которых – развивающие игры. С ними можно познакомиться на интернет-сервисе IQКлуб. Но чтобы достичь результата – нужно набраться терпения. Маме с папой придется на время отложить какие-то свои дела и посвятить свободное время развитию скорости чтения ребенка. Но при этом не стоит его ругать, если слова прочитаны неправильно; не нужно наказывать малыша чтением: «не пойдешь гулять, если не прочтешь 60 слов в минуту»…; не грозите своему школьнику «ремнем». Лучше направьте свою энергию на то, чтобы привить вашему маленькому вундеркинду любовь к чтению.

Читайте также:  Косолапость у ребенка 7 лет

Занимайтесь в день по 15-30 минут. Постарайтесь сделать урок интересным, чтобы ребенок не уставал, а читал с удовольствием. Если вы видите, что у ребенка нет настроения, он нервничает, волнуется – лучше перенести занятие.

Упражнения в домашних условиях


По словам Джозефа Аддисона, «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела». Продолжая эту мысль, можно сказать, что не менее важными являются и упражнения для повышения скорости чтения.

Прежде всего, родителям нужно выяснить, что же все-таки влияет на скорость чтения их малыша, и после этого начинать «тренировки» по устранению проблемы.

А так как всякая тренировка начинается с разминки, это правило подойдет и здесь.

Начните свой домашний урок с проговаривания гласных, согласных букв, а также их сочетаний.

  • Например: Аоуыиэ, ауэиоы, оауэиы; ж-с-з-ш, б-п-д-т, ж-г-к-ш; ва-вя, лу-лю, ма-мя;
  • Читайте любые известные вам скороговорки: ехал грека через реку…; шла Саша по шоссе….

При выполнении этих упражнений следите за тем, чтобы ребенок четко выговаривал буквы и слова. Разминка поможет подготовить к чтению речевой аппарат.

Существует также артикуляционная гимнастика, в которой участвуют язычок и губы. Она выполняется перед зеркалом.

Далее можно приступать к специальным упражнениям, которые призваны устранить причину невысокой скорости чтения.

Какие существуют общие рекомендации?

  • Полезно читать в разном темпе: то быстро, то медленно (главное – четко).
  • Пробовать читать при посторонних звуках (это научит концентрироваться).
  • Практиковать чтение «через решетку» (для развития умения догадываться по смыслу, в таком случае нет необходимости дочитывать слово до конца — антиципация).

Лев и мышь

  • Чередовать знакомый/незнакомый текст (прочтя несколько раз знакомый текст, скорость чтения увеличивается и переносится, отчасти, и на незнакомый текст).
  • Развивать зрительную память.

Полезные советы

  • Проверяя в домашних условиях скорость чтения, дайте ребенку незнакомый, но понятный для него текст – не инструкцию к стиральной машине или кухонному комбайну.
  • Следите за тем, чтобы предложения были простыми, без обилия знаков препинания. Особенно это важно для первоклассников.
  • Не переживайте, если ребенок показывает разные результаты: «вчера читал лучше, чем сегодня» – технику чтения можно проверить несколько раз, в разное время суток.

Обратитесь за помощью в IQКлуб

Развить навыки чтения, память, внимание у ребенка поможет IQКлуб. Это – новый интернет-сервис, который порадует и детей, и родителей. Команда профессионалов подготовила для детей занимательные развивающие игры. Над разработкой трудились лучшие дизайнеры, психологи и педагоги.

Как воспользоваться услугами сервиса?

  • Зарегистрируйтесь в системе (можно через социальные сети).
  • Дайте ребенку пройти интересный тест.
  • После оценки сильных и слабых сторон вашего ребенка, для него будет сформирована индивидуальная программа обучения.

Результаты обучения можно отслеживать в онлайн режиме. Так вы оперативно узнаете о достижениях вашего чада и получите необходимые рекомендации для дальнейшего развития.

В современном мире, когда нас окружают разнообразные электронные гаджеты, проблема детского чтения становится все более актуальной: к сожалению, в последнее время все меньше детей читают книги. Поэтому взрослым стоит на личном примере показать, что чтение на самом деле является очень увлекательным процессом. И притом, как сказал Ф.Жанлис: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

Источник

Скорочтение за 4 шага. Как повысить скорость чтения и сделать этот процесс увлекательным

Проблемы со скоростью чтения могут замедлять и ухудшать процесс учебы ребенка.

ВАЖНО! При недостаточно беглом произнесении слов школьник не в состоянии воспринять смысл прочитанного, осознавать материал, поданный в учебниках.

Сегодня поговорим о том, как правильно работать над скорочтением вашего маленького ученика.

Основы быстрого прочтения

Скорость данного навыка достигается за счет:

  • Умения распознавать слова без предварительного их проговаривания;
  • Возможности отказа от механического повторения прочитанного материала;
  • Усиления восприятия прочитанного с помощью зрения;
  • Концентрации и устойчивости внимания;
  • Сканирования текста для прочтения.

В какое время необходимо начинать занятия

Подобные занятия желательно начинать не ранее 10 лет, хотя многие специалисты считают, что не стоит развивать навык скорочтения раньше 14 лет.

Однако есть некоторые приемы, которые может освоить даже первоклассник, ведь возможность улучшать технику чтения у детворы из начальных классов огромна.

Для того чтобы ребенок осваивал учебный материал, ему достаточно читать от 170 до 200 слов в минуту.

Под руководством учителя или тренера постичь данный навык можно быстрее и качественнее, чем при самостоятельных занятиях.

Этапы тренировки

Упражняться в скорочтении следует не более 20 минут не менее 3 раз в неделю. Чаще всего урок состоит из следующих этапов:

  1. Разминка. Педагог или родитель предлагает прочитать небольшой отрывок (около 100 словоформ) и после задает емунесколько вопросов по содержанию. На данном этапе важно постепенно увеличивать словарный запас учащегося.
  1. Работа с таблицей Шульте.Пособие представляет собой квадрат с размещенными в хаотичном порядке цифрами, призванный расширять поле зрения малыша.
  2. Работа над материалом с поврежденным содержанием.Такая методика позволяет тренировать внимание и зрительную память ученика.
  3. Развитие логического мышления с помощью игровых методик.

Упражнения для развития скорочтения

Следующие упражнения помогут развить быстроту прочтения слов в домашних условиях и на уроке.

  • Чтение с указкой. Предложите школьнику читать и одновременно вести указкой, которая будет двигаться по строкам с более высокой скоростью.

Важно, чтобы во время прочтения взгляд ребенка не возвращался к ранее пройденному отрывку, а скользил по строчкам плавно.

  • Нет артикуляции. Попросите малыша следить, чтобы в процессе тренировки его речевой аппарат не работал, а губы не шевелились. Для этого можно прижимать язык к нёбу, зажимать в зубах карандаш или держать пальчик на губах.
  • Читаем наоборот. Предложите юному ученику произносить написанный текст в обратную сторону. Начните с прочтения палиндромов, а позднее переходите к простым словоформам и предложениям.
  • Читаем вверх ногами. Это упражнение отлично тренирует быстроту прочитывания слов.

После чтения «вверх тормашками» дайте детке возможность перечитать абзац в нормальном положении. Пусть он ощутит, как быстро и правильно у него сливаются буквы.

  • Прием «Тик-так». Пусть тренируясь, школьник цепляет взглядом только концовку и начальные буквы каждой строчки. Поверьте, малыш скоро научится понимать то, что только что произнес, а быстрота воспроизведения увеличится в разы.
Читайте также:  Прочитать сказку на ночь ребенку 7 лет

ВНИМАНИЕ! Приглашаем в наш интернет-магазин детских товаров с доставкой по всей России. Цены и ассортимент приятно удивят, кэшбек на баланс аккаунта, персональные скидки, подарочные сертификаты.

«МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МАЛЫШ» Приятных покупок!

Источник

10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

кипящий-чайник

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

Перечень упражнений

сильный-мальчик-в-школе

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

буквы-прикрыты-линейкой

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

разрезанные-карточки-со-словами

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

лупа-на-карточках-с-буквами

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн… полочка.

Нов… футболочка.

Больш… ложка.

Рыж… кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не …….

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим …….

Юк-юк-юк — поломался наш ……

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

шерлок-холмс

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Читайте также:  Расщелина между передними зубами у ребенка 7 лет

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

красивое-ручное-зеркало

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

перевернутая-книга

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

птички-сидят-на-ветке

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

мальчик-держит-в-зубах-карандаш

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

мама-читает-сыну

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

карточки-с-предложениями

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

школьница-старается

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

меленький-мальчик-рисует

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Как повысить скорость чтения у ребенка 7 лет

Источник