Как заняться образованием ребенка 8 лет
Содержание статьи
Организация домашнего обучения: пять практических советов для родителей
Как обучать ребёнка дома
Домашнее или семейное обучение — одна из установленных законом форм получения образования в Российской Федерации, при которой учащийся получает знания в семье и прикрепляется к школе только на время прохождения аттестаций.
Домашнее обучение не следует путать с надомным обучением — способом организации учебного процесса для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья.
С чего начать домашнее обучение
Чтобы начать обучать ребёнка на дому вместо школы требуется:
- Уведомить органы управления образования по месту жительства. Заявление о переходе на семейное обучение можно подать лично, по почте или онлайн.
- Отчислиться из школы. Принесите в школу заявление о переходе на семейную форму образования и заберите документы ребёнка: личное дело, справки об обучении и аттестациях. Они понадобятся для прикрепления к другой школе для прохождения промежуточных аттестаций.
- Выберите школу для прохождения аттестаций. У неё должна быть лицензия на образовательную деятельность и государственная аккредитация, а в уставе обязательно зафиксирована возможность зачисления экстернов. Для вашего удобства лучше будет выбрать школу с возможностью дистанционного прохождения аттестаций. Также рекомендуется заключить со школой договор об аттестациях, регламентирующий даты, форму и порядок прохождения аттестаций по каждому предмету.
Подробное руководство по переходу на семейное обучение с образцами необходимых документов смотрите здесь
Как организовать домашнее обучение
После того как все формальности будут улажены, останется самое главное: определиться, как организовать учебный процесс дома. Существует несколько моделей организации семейного обучения, каждая со своими достоинствами и недостатками, которые можно сочетать между собой:
- Родитель-учитель. Обучая ребёнка своими силами, вы вольны выбрать любую программу и методику обучения, к тому же вам не придётся оплачивать работу специалистов. Однако обучение ребёнка на дому требует от родителей большого количества времени, компетенции по всем школьным предметам и развитых педагогических навыков.
- Услуги репетиторов.Квалифицированные преподаватели на индивидуальных занятиях способны дать ребёнку качественное образование. Минус в том, что услуги хороших репетиторов стоят недёшево.
- Онлайн-школа. Дистанционное обучение позволяет решить целый комплекс проблем. Обучаясь в онлайн-школе, ребёнок получает систематические школьные знания по всем школьным предметам с минимальным участием родителей. Кроме того, учиться в Сети можно в любое время и из любой точки мира — нужен только доступ в интернет. Обучение в онлайн-школах платное, но обходится дешевле, чем найм репетиторов по каждому предмету.
Какой бы способ обучения ребёнка дома вы ни выбрали, старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.
Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка
Домашнее образование предполагает ответственность родителей за знания детей. Мама с папой должны быть готовы отвечать на вопросы и разбираться в сложных темах. Нельзя пенять на репетиторов или отправлять ребёнка в Google. При этом чтобы учить ребёнка дома необязательно быть экспертом во всех областях. Необходим лишь широкий кругозор и готовность углублять знания по мере необходимости.
Старайтесь подогревать природную любознательность ребёнка.
Переходя на домашнее обучение, освежите в памяти школьную программу. Для этого, возможно, придётся покинуть зону комфорта, преодолеть скуку и страх перед нелюбимыми предметами. Чтобы было проще, обращайтесь не к учебникам, а к научно-популярным книгам и фильмам.
Сергей Дидык, отец двоих детей на семейном обучении, делится опытом: «Можно подстраивать учебный процесс под способности, возможности, интересы ребёнка и даже текущую ситуацию в семье. Можно регулировать глубину и скорость освоения предмета: что ребёнку наиболее интересно, то изучается подробно, что не понял, всегда можно переслушать, а что малоинтересно, можно пройти лишь в той мере, чтобы сдать проверочные работы».
Совет 2. Не пытайтесь быть мультипредметником
Мысль об обучении ребёнка дома у некоторых взрослых вызывает панику. Софья Паскаль, мама ученицы «Домашней школы Фоксфорда», призналась в этом в интервью: «Несмотря на то что у меня перед глазами был живой пример хоумскулинга (на семейном обучении были дети моей приятельницы), мне всё равно было страшно. Вдруг я что-то не смогу объяснить, и у дочки останется пробел в знаниях?».
Но родитель, который решил организовать домашнее обучение, не обязан превращаться в преподавателя-мультипредметника. Объяснять и прорабатывать новый материал должны профессионалы. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия по школьной программе ведут сильные преподаватели, а курсы направлены на получение системных знаний.
<<Форма с консультацией>>
Миссия родителей — направлять и подогревать интерес к учёбе. Сходите с ребёнком в музей или на мастер-класс, чтобы визуализировать полученную на уроках теорию. Посетите спектакль и взгляните на прочитанное произведение по-новому. Проведите научный эксперимент, если тема вызывает затруднение.
Совет 3. Приучайте детей к самостоятельности
Домашнее обучение невозможно без готовности ребёнка к самообразованию. Младшему школьнику можно помочь войти в учебный ритм, посидеть на онлайн-уроках показать, как писать конспекты или иногда помогать с домашкой.
Чем старше школьник, тем больше он должен заниматься сам. В начальных классах доля самостоятельной работы может составлять порядка 60%, но к восьмому классу она должна приблизиться к ста процентам.С 7-8 класса стоит подключаться только при возникновении форс-мажоров. Подростки вполне способны самостоятельно овладевать материалом и сдавать аттестации. А чтобы ему было проще, научите ребёнка выполнять задания по намеченному плану и сосредотачиваться на одном виде деятельности на 30–40 минут с последующими перерывами на 5–10 минут. Помогите ему выработать систему конспектирования и покажите основные способы запоминания информации.
Ученик «Фоксфорда» Платон Бирюков в интервью поделился способами самоорганизации: «Чтобы упорядочить все дела, я пишу план на неделю и на каждый день. Ставлю кучу будильников в день — звонят на каждый урок. Это помогает держать себя в рабочем состоянии. Вот у тебя есть час, и ты его тратишь полностью на учёбу, а потом делаешь, что захочешь».
Совет 4. Не перегибайте с нагрузкой
Для детей естественно тянуться к знаниям. Обычно родителям не нужно предпринимать чего-то особенного — достаточно время от времени стимулировать интерес к наукам.
Дети не могут сидеть без дела, но это не значит, что любая деятельность должна быть обучающей. Не зацикливайтесь на пользе (если игра, то развивающая, если фильм, то познавательный). В жизни ребёнка должно быть место для «бестолковых» игр и недолгого ничегонеделания. После отдыха он охотнее вернётся к учёбе.
Если же стремление учиться уже подорвано, то причины стоит искать, прежде всего, во внутрисемейных отношениях.
Совет 5. Ориентируйтесь на качество
Балльная система разработана для коллективного классно-урочного обучения. При индивидуальном подходе оценки, как правило, не работают.
На начальных этапах домашнего обучения важно, чтобы ребёнок стремился разобраться в теме, а не получить пятёрку. В старшей школе, когда на горизонте замаячит ЕГЭ, подросток сам начнёт работать на цифры. Выпускник «Фоксфорда» Илья Бакуров утверждает, что зубрёжка — это пустая трата времени: «Не стоит воспринимать учёбу как изнуряющий труд или какую-то повинность. На самом деле, это весело. Нужно лишь осознать, ради чего вы трудитесь. Принести маме с папой «пятёрку» — так себе мотиватор. Должна быть личная серьёзная цель».
Измеряйте успешность домашнего обучения качественными показателями. Критериями могут быть беглость чтения, точность математических операций, грамотность письма и так далее. Такая система оценок ориентирует ребёнка на реальный результат, а не его имитацию.
По-настоящему плодотворная учёба не прекращается никогда. Если ребёнок в течение дня постоянно возвращается к своим занятиям — в разговоре с родителями, в игре или творчестве, — то ваш опыт домашнего обучения складывается удачно и вы всё делаете правильно.
Источник
Ребенок 8-9 лет. Особенности воспитания, советы психолога
На чтение 10 мин.
Когда ребёнок начинает ходить во второй или третий класс, родители обычно немного успокаиваются, вспоминая с содроганием (далеко не все, конечно) начало его учёбы в школе. Но хоть ваше чадо и адаптировался к новым условиям, режиму и коллективу, расслабляться ещё рано.
И школьная жизнь, и сам процесс обучения предполагают немало трудностей на всём своём протяжении. Да и у нового возрастного этапа есть особенности, которые важно учитывать взрослым. Следует разобраться в том, каким должно быть воспитание детей в 8-9 лет.
Психологические особенности детей в 8-9 лет
- В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
- Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
- В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
- Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
- Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
- Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
- Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.
Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет
Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.
Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения. Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.
Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.
Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.
Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.
Как воспитывать ребёнка в 8-9 лет
- Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно выполнял домашние задания. Чем большую самостоятельность он будет проявлять, тем лучше. Но помните о важности поддержки с вашей стороны и при необходимости оказывайте помощь, если ребёнок испытывает трудности. Запаситесь максимальным терпением и спокойно разъясняйте, как нужно выполнить задание. Важно выявить, какой способ донесения информации наиболее эффективен для понимания вашим чадом задачи: изобразить условие схематически, привести примеры, задать наводящие вопросы, просто позволить ему размышлять вслух и кивать в ответ и т. д.
- Будьте внимательны к его чувствам, не игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он осознавал и называл их. Сами озвучивайте эмоции ребёнка, когда замечаете его состояние. Например: «Ты расстроен», «Ты грустишь» или «Я просто счастлива, когда вижу, что ты радуешься».
- Контролируйте время, которое ребёнок проводит у телевизора, компьютера (с планшетом, с телефоном). При этом лучше не использовать жёсткие запреты, а предлагать варианты альтернативного времяпрепровождения. Например, почаще ходите вместе на прогулки, выставки, спектакли, предлагайте почитать интересную книгу и т. д.
- Наблюдайте за тем, с каким настроением ребёнок ходит в школу. Искренне интересуйтесь: нравится ли ему учиться? Легко ли общаться с одноклассниками и учителем? Какие предметы он любит больше, какие – меньше?
- Смело давать своему чаду задания по хозяйству, плавно сформируйте круг его обязанностей (уборка в своей комнате и других помещениях, покупка продуктов в магазине, уход за питомцем и др.) Привлекайте его к совместным делам, таким как приготовление разных блюд, посадка растений на даче, лёгкая помощь в ремонте и т. д.
- Помните о том, что у ребёнка должно ежедневно оставаться время на отдых, прогулки, любимые занятия, игры (свободное от учёбы, домашних обязанностей и посещения кружков и секций).
- Важная задача родителей – сохранить свой авторитет в глазах ребёнка. Поэтому нельзя допускать крайностей: отстраняться от воспитания и практиковать вседозволенность или, наоборот, полностью подавлять его волю и силой заставлять слушаться. Ребёнок думает и анализирует ситуацию и ваши слова, поэтому доводы в стиле: «Потому что я так сказала!» или «Не смей перечить!» явно будут не в вашу пользу и не помогут добиться нужного эффекта. Да, некоторые дети становятся послушными и управляемыми, но вместе с тем безынициативными, закомплексованными и неспособными в будущем постоять за себя и уверенно преодолевать трудности. Разве по такому пути вы хотите направить своё чадо?
- Научитесь доверять своему ребёнку и создавайте условия для того, чтобы он вам доверял. Это залог сохранения крепких с ним отношений на долгие годы. Позволяйте ему выполнять ответственные задания, давайте возможность ощущать и укреплять свои умения и способности, чувствовать себя помощником и значимым членом семьи.
- Воспитание ребёнка 8 лет должно обязательно строиться на уважении к нему, подчёркивании его сильных сторон, создании условий для формирования уверенности в себе и адекватной самооценки.
Половое развитие детей в 8-9 лет
Несмотря на то что половое созревание обычно происходит в подростковом возрасте, у некоторых детей (в частности, у девочек) первые его признаки могут появиться уже в 8-9 лет. На этом этапе родителям следует проводить с ребёнком беседы о половом развитии, чтобы подготовить его к встрече с теми изменениями в теле и в психологии, которые вот-вот начнутся. Важно объяснить, что ночные поллюции у мальчиков и менструации у девочек (и другие признаки) – это нормальные явления, необходимые для взросления организма.
В вопросах сексуального развития тоже можно начинать просвещать детей в этом возрасте. Но в очень простой и «творческой» форме. Например, когда женщина и мужчина любят друг друга, они могут создать ребёнка. У мужчины есть семя, которое он передаёт женщине. А у неё есть подходящие условия, чтобы его вырастить и родить на свет. В идеале беседы о половом и сексуальном развитии с мальчиком должен проводить отец, с девочкой – мама.
Постепенно у детей зарождается интерес к противоположному полу. Сначала они всё чаще начинают наблюдать за родителями и другими взрослыми: мальчики – за мамой и её подругами, девочки – за папой и разными мужчинами (в том числе актёрами, певцами и другими известными людьми), могут подглядывать за ними, слушать их разговоры. Затем интерес переходит уже к сверстникам противоположного пола.
Дети всё сильнее осознают свою принадлежность к конкретному полу, стараются демонстрировать в поведении соответствующие черты, копируют слова и действия взрослых, стремятся к самоутверждению.
Развитие ребёнка в 8-9 лет: что должен знать и уметь
- Ребёнок достаточно хорошо может контролировать своё поведение и выполнять обязанности: собрать рюкзак, подготовить домашнее задание, заправить постель, сделать уборку в комнате, помыться и почистить зубы, одеться и др.
- Дети в этом возрасте различают, что «хорошо», а что «плохо», знают, как нужно вести себя в общественных местах, как общаться со знакомыми и с чужими людьми, используют вежливые слова.
- Они могут ориентироваться в пространстве и во времени.
- Ребёнок способен более длительное время концентрировать внимание на предмете или задании.
- Школьники умеют писать, читать, считать и решать простые математические задачи.
- Они запоминают стихи из нескольких четверостиший, подробно воспроизводят по памяти сказки и рассказы.
- У детей развита графическая память: они могут запомнить сложную картинку и нарисовать её.
- Ребёнок способен высказывать свою точку зрения по разным вопросам.
- Школьник может разобраться в том, как работают различные устройства.
Режим дня ребёнка в 8-9 лет
На этом возрастном этапе ребёнок испытывает высокую нагрузку на психику, поэтому на отдых должно отводиться значительное время.
Учёба и домашние задания. В этом возрасте в школе дети проводят примерно от 3 до 5 часов ежедневно. После занятий ребёнок обязательно должен отдохнуть, погулять на свежем воздухе. К домашним заданиям следует приступать не раньше чем через 3 часа после учёбы. Следите за тем, чтобы на их выполнение не уходило более 2 часов в день, иначе школьник будет сильно утомляться.
Питание. Пятиразовое питание – наиболее подходящий вариант для ребёнка: завтрак, обед в школе, полдник, ужин и лёгкая еда перед сном.
Сон. Школьнику в 8-9 лет нужно спать 10-11 часов, поэтому ложиться лучше не позже 21.00-21.30, перед этим проведя все гигиенические процедуры (умыться, почистить зубы, принять душ). Дневной сон практически у всех детей в этом возрасте отсутствует, но если ваше чадо в нём нуждается, то не препятствуйте, пусть он восстановит силы после школы.
Занятия по интересам. Большинство школьников в этом возрасте посещают спортивные секции, кружки, танцевальные студии или музыкальную школу. Обычно такие занятия проводятся сразу после учёбы или в вечернее время. Важно, чтобы ребёнок сам испытывал к ним интерес и хотел посещать их, а не шёл туда «потому что родители отправили».
Отдых, прогулки. Ежедневно ребёнку нужно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа. Чем больше он будет двигаться, тем лучше. Это свободное время школьника, которое он сам заполняет тем, чем хочет. Но у телевизора или у компьютера школьник не должен проводить более 1 часа в день. За этим важно следить и предлагать ему альтернативные интересные занятия.
Обязанности и труд. Ребёнка необходимо приобщать к домашним делам и закреплять за ним определённые обязанности (помыть посуду, сходить в магазин, вынести мусор и т. д.) Приучайте школьника к тому, что в своей комнате он должен делать уборку сам.
Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет
В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.
Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.
Подвижные: «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.
Настольные: «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).
Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.
Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.
Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать.
Источник