Обследование импрессивная речи ребенка 6 лет

Tестoвaя метoдикa обследования импрессивной речи детей в вoзpacтe 4-7 лет.

Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4 — 7 лет (импрессивная речь) создана на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В ней даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

Возраст: дети дошкольного возраста 4-7 лет.

1. Объем словаря

Инструкция: 1) «Постарайся запомнить, что я скажу, и выполни мою команду». «Покажи, где часы. И т. д.». «Кто скачет? Кто стучит? И т. д.». «Покажи, где ладонь (пальцы, ноготь, висок). И т. д.». «Кто варит (шьет, жарит)? И т. д.». «Покажи, из чего ты пьёшь чай, с чем ты ешь суп, куда кладут чистые тарелки?»

1. Пассивный словарь.

4 года

5 лет

6 лет

Точность понимания значения слов

а) из одной части: «Возьми игрушку», «Закрой глаза»

б) из двух частей: «Возьми меня за руку и встань со стула»

в) из трёх частей: «Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш»

Знание предметов, действий, частей тела

а) Где часы, иголка, балкон, хлеб, костёр, душ ?

б) Кто скачет, стучит, пьёт, моется, ест, плачет?

в) Где у тебя ухо, нос, рот, шея, ло­коть, пятка?

Узнавание предметов по их назначению

Из чего ты пьёшь чай?

С чем ты ешь суп?

Куда кладут чистые тарелки?

Оценка:

3 балла — все задания серии выполнены правильно;

2 балла — правильно выполнены 3 задания серии;

1 балл — правильно выполнено 1-2 задания серии;

0 баллов — не выполнил ни одного задания серии или путает картинки.

2. Словоизменение

Инструкция: «Покажи, где кот. Покажи, где коты». «Покажи, кто в машине».

Дети 4-5 лет употребляют предлоги в, на, над, под, за. Дети 6 лет употребляют предлоги под, за, из-под, из-за, около, перед.

Возраст

Речевой материал

Выполнение

задания

Дифференциация единственного и множественного числа сущест­вительных

4 года

кот — коты машина — машины окно — окна лист — листья

5 лет

медведь — медведи кукла — куклы дерево — деревья стул — стулья

6 лет

пень — пни дверь — двери ученик — ученики перо — перья

Дифференциация предложно-падежных конструкций

4 года

Кто в машине?

Что за машиной? Кто на машине? Что под машиной?

5 лет

Кто на доме?

Кто в доме?

Что над домом?

Кто выходит из дома?

6 лет

Кто под коробкой?

Кто выйдет из-за коробки? Кто за коробкой?

Кто вылезет из-под коробки? Кто перед коробкой?

Кто около коробки?

Оценка:

3 балла — все задания серии выполнены правильно;

2 балла — правильно выполнены 3 задания серии;

1 балл — правильно выполнено 1-2 задания серии;

О баллов — не справился ни с одним заданием или путает картинки.

3. Словообразование

Инструкция: «Покажи юбку. Покажи юбочку. Покажи бусы. Покажи бусинку. Покажи картинку, на которой мальчик выходит. Покажи картинку, на которой мальчик входит (переходит, подходит, уходит, заходит)».

Возраст

Речевой материал

Выполнение

задания

Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами

5 лет

юбка — юбочка ёлка — ёлочка звезда — звездочка

6 лет

шкаф — шкафчик ваза — вазочка заяц — зайчик

Дифференциация существительных с суффиксом -инк

5 лет

бусы — бусинка виноград — виноградинка

6 лет

роса — росинка изюм — изюминка

Дифференциация глаголов с различными приставками

5 лет

Мальчик выходит из дома. Мальчик переходит улицу. Мальчик подходит к дому.

6 лет

Машина выезжает из гаража. Машина отъезжает от гаража. Машина объезжает гараж.

Оценка:

3 балла — показывает все картинки без ошибок;

2 балла — допущено не более 1 ошибки в каждой серии или только в одной серии;

1 балл — допущено не более 2-3 ошибок в каждой серии или только в одной серии;

0 баллов — допущено 4 и более ошибок в каждой серии или только в одной серии.

4. Понимание словосочетаний и предложений

Инструкция: «Покажи, где на картинке…».

Возраст

Задание

Выполне­ние

задания

Понимание словосочетаний

4года

Покажи:

Где собака хозяина?

Где хозяин собаки?

Где дочка мамы?

Где мама дочки?

Понимание простых предложений

4-5 лет

Покажи картинку: Девочка рвёт цветы.

Девочка играет в мячик.

Девочка убирает комнату:

Понимание сложно-подчинённых предложений и сложных лексико-грамматических конструкций

6 лет

Петю догоняет Миша. Кто бежит первым?

Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади?

Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш?

Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету?

Понимание вопросительных предложений

4 года

Кого ловит девочка?

Чем девочка ловит бабочку?

Кто ловит бабочку?

Читайте также:  Как заставить ребенка 6 лет делать уроки

Оценка:

3 балла — показывает все картинки без ошибок;

2 балла — допущена 1 ошибка;

1 балл — допущено 2-3 ошибки;

0 баллов — все задания выполнены с ошибками.

5. Понимание связной речи

Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить, что я тебе расскажу». После чтения рассказа логопед задает ребенку вопросы по тексту.

4-5 лет

Спала кошка на крыще, поджала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

Где спала кошка?

Как она спала?

Кто сел возле кошки?

Что мы скажем птичке?

Понимание связной речи

6 лет

Собака и её тень.

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и поду­мала, что там другая собака мясо несёт. Тогда она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волной унесло. И осталась собака ни с чем.

Где шла собака?

Что она несла?

Что она увидела в воде?

Как поступила собака?

Как всё закончилось?

Оценка:

3 балла — ответил на все вопросы правильно;

2 балла — допущена 1 ошибка;

1 балл — допущено 2-3 ошибки;

0 баллов — не понял содержания.

Литература. 3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. — СПб.: КАРО, 2012- 72 c.

«Помощь по сайту» — нажмите на изображение — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу.

Источник

Схема обследования речи детей 6-7лет учебно-методическое пособие по логопедии по теме

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 6-7ЛЕТ

1. Исследование неречевых психических функций

а/ восприятие и воспроизведение ритма из 5 элементов

Цель. Выявить состояние слухового восприятия.

Оборудование: дудочка.

Логопед предлагает послушать и повторить самостоятельно:

— — . . -, — . . — -, — — . . ., . . . — — / — длительный звук, . -короткий звук/

б/восприятие и называние основных цветов:

Цель. Выявить состояние зрительного восприятия, уровень развития активной речи.

Оборудование. Предметная картинка с изображением геометрических фигур разных

цветов и оттенков.

белый, черный, зеленый, красный, желтый, синий;

оттенков: коричневый, оранжевый, розовый, фиолетовый, голубой.

Логопед предлагает назвать: Какого это цвета?

в/зрительно-пространственный гнозис и праксис:

Цель. Выявить состояние зрительно- пространственного гнозиса и праксиса.

Оборудование: разрезные картинки /из 5 — 8частей/

Логопед предлагает показать:

— правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо.

— показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади.

— складывание разрезных картинок из 5-8 частей.

Логопед просит ребенка собрать рассыпавшуюся картинку.

г/ состояние ручной моторики:

Цель. Выявить состояние мелкой моторики.

Логопед предлагает: Давай поиграем, Делай, как я.

— «пальчики правой и левой руки здороваются»,

— «здороваются пальчики только правой, только левой руки»,

— «игра на рояле»/пальцы 1-5,2-4,5-1,4-2,1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1/,

— «кулак-ребро-ладонь /каждой рукой по очереди/»,

— «чередование правая рука — ладонь, левая — кулак, потом наоборот».

Отмечается точность, сила, темп, координация движений, синхронность движений

правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому.

2. Состояние звукопроизношения

Цель. Выявить состояние звукопроизношения во фразе.

Логопед предлагает повторить фразы. Отмечается характер нарушения звуков:

Отсутствие, замена на другие звуки, искажения, смешения звуков.

С-Ш: Саша спешит в школу. По шоссе шла шустрая старушка.

Шесть сушек у шести старушек.

СЬ-Ц: Синица заметила гусеницу.

З-Ж: У тети Зои желтый зонт и зеленая зажигалка.

К-Х: Хомяк ходит по кухне.

Ч-Щ: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Ч-ТЬ: Ручей течет, течет, никак не вытечет.

ЛЬ-Й: Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию из лейки.

Л-Р, ЛЬ-РЬ: Балерина уронила лекарство около зеркала.

Лара играла на рояле. Валерий прополоскал горло.

3. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Цель. Изучить строение артикуляционного аппарата.

Оборудование: зеркало.

— губы /толстые, тонкие, расщелина, шрамы/

— зубы /редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд

зубов/,

— челюсти,

— прикус /прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус,

Читайте также:  Размер ноги ребенок 6 лет

перекрестный прикус/,

— твердое небо /высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина,

субмукозная щель/,

— мягкое небо /укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка/,

— язык /массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой/

4. Речевая моторика

Цель. Выявить состояние мимической мускулатуры и артикуляторной моторики.

Оборудование: зеркало.

а/ состояние мимической мускулатуры

— поднять брови вверх / «удивиться»/;

— нахмурить брови / «рассердиться»/;

— прищурить глаза;

— надуть щеки / «толстячок»/;

— стянуть щеки / «худышка»/.

б/ состояние артикуляторной моторики

— «Улыбка» — «Трубочка» под счет до 5;

— «Часики»;

— «Качели»;

— «Цоканье».

Отмечается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный,

неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная,

заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный,

пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного

движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном

положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с

задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

5. Состояние дыхательной и голосовой функций

Цель. Выявить состояние дыхательной и голосовой функций.

а/ тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого

выдоха;

б/ характеристика голоса: громкость, наличие или отсутствие носового оттенка,

модуляции голоса.

При исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип

физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное),

дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 4-6 слов (для детей 6-7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком — гнусавый, — глухой, монотонный).

6. Особенности динамической стороны речи

Цель. Выявить состояние динамической стороны речи.

—темп, ритм, употребление основных видов интонации.

При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются

характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).

7. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов во фразе.

Цель. Выявить состояние звуко-слоговой стороны речи.

Логопед предлагает повторить фразы:

— Мальчики слепили снеговика.

— Водопроводчик чинит водопровод.

— Волосы подстригают в парикмахерской.

— Милиционер ездит на мотоцикле.

— Регулировщик стоит на перекрестке.

— Фотограф фотографирует детей.

— На стройку приехал самосвал.

8. Состояние фонематического восприятия

Цель. Выявить состояние фонематического восприятия.

Оборудование: Предметные картинки со словами, содержащими оппозиционные фонемы.

а/ Повтори: ба-ба-па са-ша-са

та-да-та жа-за-жа

га-ка-га ча-ща-ча

ба-бя-ба за-са-за.

б/ Покажи, где и назови:

— зуб — суп

— крыса — крыша

— мел — мель

— бочки — почки

— миска — мишка

— круг — крюк

9. Состояние фонематического анализа и синтеза

Цель. Выявить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза.

а/ Определение первого согласного звука в словах

/Скажи какой 1-й звук в слове?/

Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

б/ Определение последнего звука в словах

/Назови последний звук в слове/

Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

в/ Определение последовательности звуков в слове

/Какие звуки в словах?/

Мак, суп, лук, каша, рама.

г/ Определение количества звуков в словах:

Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

10. Исследование лексики

Цель: Выявить состояние активного словаря

а/ Назвать одним словом группу предметов /вербально/

Цель. Выявить умение ребенка пользоваться в речи обобщающими понятиями.

«Назови одним словом, что это?»

Предлагаемые темы: «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «транспорт», «птицы»,

«дикие и домашние животные», «овощи», «фрукты», «ягоды».

б/ Исследование глагольного словаря

Цель. Выявить состояние глагольного словаря.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

—Кто, какие звуки издает?

— Кто, что делает с использованием названий профессий: певец, художник, продавец,

врач, повар, строитель.

в/ Номинативный словарь: называние частей тела, частей предметов

Цель. Выявить состояние словаря существительных.

Оборудование: предметные картинки

Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках

— части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь;

— части предметов одежды: воротник, манжета, петля;

— части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор;

— части окна: рама подоконник, стекло.

г/ Подбор антонимов:

Цель. Выявить умение пользоваться в речи словами — наоборот.

Логопед предлагает ребенку подобрать слово- наоборот

добро-зло высокий — низкий

Читайте также:  Какого цвета должен быть кал у ребенка 6 лет

горе — … легкий — ….

друг — … поднимать — …

хороший — … давать — …

большой — … покупать —…

широкий — …

11. Состояние словообразования и словоизменения.

Цель: Выявить состояние грамматического строя речи

а/ Образование детенышей животных

Цель. Выявить умение образовывать детенышей животных.

Оборудование: предметные картинки.

Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках.

у лошади — жеребенок

у коровы — теленок

у свиньи — поросенок

у собаки — щенок

б/ Употребление формы родительного падежа множественного числа

существительных:

Цель. Выявить умение образовывать родительный падеж существительных во

множественном числе.

Оборудование: предметные картинки.

Логопед: Назови чего здесь много?

— Много чего? — Деревьев, листьев, стульев, мячей, ключей, карандашей.

в/ Употребление предложно-падежных конструкций / с предлогами в, на, под, над,

за, перед, около, из-за, из-под/.

Цель. Выявить умение правильно пользоваться в активной речи предложно-падежными

конструкциями.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ребенок вместе с логопедом рассматривают картинки. Ребенок рассказывает, что он на

них видит. Логопед отмечает правильность употребления в речи предложно-падежных

конструкций.

г/ Согласование существительных и числительных:

Цель. Выявить умение правильно согласовывать существительные и числительные.

Оборудование: предметные картинки.

Логопед предлагает ребенку сосчитать предметы на картинках

одна ложка — две ложки

один гриб — три гриба

три кошки — пять кошек.

д/ Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Цель. Выявить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным

значением.

Оборудование: предметные картинки.

Логопед предлагает ребенку называть ласково:

— лиса — лисичка

— лист — листочек

— одеяло — одеяльце

— одеяло — одеяльце

е/ Образование относительных прилагательных:

Цель. Выявить умение образовывать относительных прилагательных.

Оборудование: предметные или сюжетные картинки.

Логопед предлагает ребенку назвать по другому:

— сок из апельсинов — апельсиновый сок

— варенье из клубники — клубничное варенье

— кораблик из бумаги — бумажный кораблик

— человечек из пластилина — пластилиновый человечек

— человечек из дерева — деревянный человечек

— стакан из стекла — стеклянный стакан.

ж/ Образование притяжательных прилагательных:

Цель. Выявить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: сюжетные картинки.

Логопед предлагает ребенку назвать по другому:

— книга бабушки — бабушкина книга

— сумка мамы — мамина сумка

— хвост вороны — вороний хвост

— уши медведя — медвежьи уши.

з/ Образование приставочных глаголов:

Цель. Выявить умение использовать в активной речи приставочные глаголы.

Оборудование: сюжетные картинки.

Логопед вместе с ребенком рассматривают сюжетные картинки. Логопед предлагает

рассказать, что на них изображено.

Отмечается правильность использования приставочных глаголов.

— Что делает мальчик? /ходит, заходит, выходит, переходит, подходит/

12. Состояние связной речи.

Цель. Выяснить состояние связной речи.

Оборудование: серия сюжетных картинок.

Предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок «Зайка и снеговик».

Логопед просит ребенка составить рассказ по серии сюжетных картинок.

В логопедическом заключении рекомендуется указать: речь норма или характер

нарушений речи: «дислалия», стертая форма дизартрии», «общее недоразвитие речи»,

«ринолалия» и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. М.:

Коррекционная педагогика, 2004. -104 с.

  1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в

условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций,СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 240 с.

  1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию

«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». — М.,2003.

  1. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения». —

М.: просвещение, 1988.

  1. Забрамная С. Д, Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-

педагогического обследования детей, М.: Коррекционная педагогика.: Владос. 2008

  1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в

развитии. М.: Коррекционная педагогика, 2005.

  1. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.

М.: Педагогика, 1989.

8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Педагогика, 1989.

  1. Психолого-педагогическоя диагностика развития детей раннего и дошкольного

возраста: методическое пособие, под ред. Е.А. Стребелевой. -2-е изд., — М .: Просвещение,

2004. -164 с.

10. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих

материалов. /Под. Ред. Семаго М.М. М.: АРКТИ, 1999.

11. Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6лет. Рабочая тетрадь.: М. —

ЮВЕНТА, 2007. — 48 с.

  1. Стадненко Н.М. Значение психологического обследования в работе отборочных

медико-педагогических комиссий. // Дефектология, 1999. № 2.

  1. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.

Источник