Ребенку 8 лет плохо читает

Ребёнок читает медленно: что делать? Спросим у специалиста

Родителей часто волнует вопрос: что делать, если ребёнок медленно и плохо читает? А ведь из-за этого он медленнее справляется с уроками, страдает качество усвоения материала, да и ребёнок теряет уверенность в себе… Но если заставлять его бесконечно читать (некоторые родители уверены, что именно бесконечные тренировки помогут), то можно вообще отбить желание читать книги и породить нелюбовь к этому процессу…

Так вот: оказывается, у нас в Витебске преподают «Скорочтение»! ???? Поэтому мы решили обратиться к профессионалам и узнать, что делать в такой ситуации. И дать родителям ценные рекомендации, как правильно заниматься дома с ребёнком, чтобы помочь ему научиться быстрее и с удовольствием читать. Передаём слово педагогу, коучу-тренеру по курсу «Скорочтение» Наталье Абазовской.

«Кажется, что всё просто, но это действительно сложный процесс»

С вопросом медленного чтения я столкнулась, когда мой ребёнок пошел в 1-й класс. Мне, как и многим взрослым, казалось, что чтение — это так здорово и интересно. Но на самом деле практически все мы — взрослые — ошибаемся, когда речь идет об обучении ребёнка чтению.

Нам кажется, что чтение — это легко, это же просто прочитать буквы, а их не так много, соединить их в слоги, а затем и в слова. Но мы забываем, что чтение — очень сложный процесс, в котором задействовано большое количество нейронных связей.

У некоторых детей скорость созревания определенных зон головного мозга и готовность читать появляются только после 8 лет и позже. А мы отдаем детей в школу с 6 лет, и все (и учителя, и родители) надеемся, что ребенок уже готов и может читать, но просто не хочет. Потом многие сталкиваются с ситуацией, когда дети тратят на домашние задания целых 4 часа, а то и шесть. Основная причина — дети читают очень медленно, а медленное чтение не позволяет качественно запоминать и воспроизводить материал.

Почему так?

Если ребенок читает медленно, для этого есть причины. Перечислю лишь некоторые из них, которые характерны для большинства детей.

  1. Небольшой словарный запас ребенка.

Если слова, которые ребенку попадаются в тексте, ему незнакомы и непонятны, это замедляет процесс чтения и усвоения текста.

  1. Низкая концентрация внимания.

Многие дети часто отвлекаются от чтения, что замедляет скорость и в дальнейшем приводит к невозможности воспроизвести прочитанное.

  1. Малый угол оперативного поля зрения.

Поле зрения — участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Если у ребенка малое поле зрения, то его глаза делают много фиксаций, что также замедляет чтение и мешает восприятию текста.

Фото из открытых источников

  1. Слабо развитый артикуляционный аппарат.

Часто медленно читают те дети, у которых ранее были проблемы с развитием речи, кто занимался или продолжает заниматься с логопедом.

  1. Низкий уровень развития памяти.

Развитие техники и скорости чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова — забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино.

  1. Регрессии.

Возвратные движения глаз (регрессии) нарушают правильность чтения. Часто дети совершают возврат к уже прочитанному тексту, что заметно снижает скорость чтения, а также мешает его осознаванию и дальнейшему воспроизведению.

Чем можно помочь?

Можно ли научить ребенка быстро читать без потери качества прочитанного? Конечно, можно, но для этого понадобятся усилия, прежде всего, родителей.

На своем опыте я поняла, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Так как по образованию я учитель, магистр педагогики, я стала искать специальные упражнения, которые могли бы помочь моему ребенку. Многие из этих упражнений я применяю и сейчас, помогая детям освоить навык быстрого чтения.

Совместно с другими педагогами центра «Knowledge Land «был разработан авторский курс «Скорочтение для детей и подростков». Этот курс направлен, в первую очередь, на увеличение скорости чтения минимум в 2 раза. Но достичь такого результата обычным чтением, заставляя ребенка читать (не забывайте, что ребенку читать СЛОЖНО в возрасте 6-8 лет) невозможно. Поэтому нужны упражнения и на повышение концентрации внимания, на развитие гибкости и нестандартности мышления, увеличения словарного запаса.

Что родители могут делать дома?

Приведу несколько упражнений, которые вы можете использовать дома, чтобы устранить некоторые причины медленного чтения.

  1. Таблицы Шульте в различных вариантах

Таблицы Шульте (таблица случайно расположенных чисел, обычно размером 5×5 элементов, состоит из цифр или букв) можно найти в интернете и распечатать. Вариант данного упражнения «Цветные числа». Необходимо за 1 минуту найти все числа от 1 до 40 (проделайте это упражнение от 1 до 40, а затем в обратном порядке — от 40 до 1). Данное упражнение также направлено на развитие периферийного зрения, повышения концентрации внимания.

  1. Чтение с буквами разного размера способствует улучшению памяти и организации внимания.

Осень с неба

ЕсЛи взгЛЯнуТь ОСеНЬю На бесКРаЙнЮю нАШу СТраНУ с НеБа, кОНца-КРая НаШЕй ЗЕмЛи ВСё рАВНо Не УВиДишЬ. И пОКАжЕТсЯ с таКоЙ ВыСОТы, ЧтО вСЯ нАШа зЕмЛЯ в ДВИжЕНиИ. ЧтО-То дВИгаЕТся нАд ЛЕсАми, сТЕпЯМи, гОРамИ, МоРЯми… ЭтО БЕсчИСленНЫе пТИчьИ сТАи. НаШИ пЕРЕлёТНыЕ пТИцы пОКиДаЮТ роДИнУ — лЕТяТ нА зИМоВКу. НЕкОтОРые, кОНЕчнО, оСТАютСя: вОРОбЬи, гоЛУби, ГАлкИ, сНЕгиРи, чИЖи, СиНИцы, дяТЛы.

  1. Упражнение для устранения регрессий (возвратных движений глаз). Вам понадобится полоска бумаги, закрывающая строки текста выше того места, где читает ребенок. Пусть ребенок (возможно, с Вашей помощью) сдвигает полоску вниз и старается прочитать строки текста до того, как лист их закроет.
Читайте также:  Гипертрофия миндалин у ребенка 8 лет

Это лишь несколько упражнений, применяя которые родители могут помочь ребенку постепенно развивать навык быстрого чтения. Если вам нужна помощь, записывайтесь на пробное занятие +375297133217.

Источник

Ребенок плохо читает

Чтение всегда было не самым легким делом для вашего малыша. А для вас проблема — мой ребенок плохо читает — стала очень актуальной в последние несколько лет. Вы помните, когда вы только начинали учить буквы с вашим малышом — с какой неохотой он занимался и как плохо запоминал. В 6 лет он с трудом освоил слоги, а в 7 лет читал очень медленно и совершенно не проявлял интереса к книгам. В 1 классе сущим наказанием для него и для вас было чтение на скорость. Ваш ребенок читал медленнее всех, чем вызывал недовольство учительницы и насмешки одноклассников. Во всем остальном ваш малыш проявлял неплохие способности и в чем-то даже опережал своих сверстников.

Ребенок плохо читает. Кто виноват?

Трудность в обучении чтению дошкольников в последнее время стала насущной проблемой. Прослеживается такая тенденция: мальчик или девочка приходят в начальную школу, имея хорошую мотивацию к учебе. Пройденные тесты у психолога говорят о психологической готовности посещать учебное учреждение. Единственный камень преткновения — это чтение.

Родители надеются, что к концу 2 класса их чадо догонит своих одноклассников. Но этого не происходит даже к концу 3 класса, в 8-9 лет. А в 4 классе вы понимаете, что успеваемость вашего сына или дочери сильно понизилась и больше нет той высокой мотивации, которая наблюдалась вначале.

Родители начинают бегать по кругу в поиске виноватых, и круг этот в конечном счете замыкается на ребенке. В том, что ребенок плохо читает, виноват он сам, потому что ленился, не слушался родителей, не читал книг и т.д. После 10-12 лет в старших классах проблема теряет остроту, потому что худо-бедно сын или дочь учатся, скорость чтения никто не проверяет, а родители смирились с тем, что их дитя не круглый отличник.

Ребенок плохо читает. В чем причина?

Одной из причин, почему ребенок плохо читает, является дислексия. Под этим термином имеют в виду специфические трудности в освоении чтения и письма.

Как показывают зарубежные исследования, дислексия это не болезнь, которая требует лечения, а особенность восприятия мозга, при которой не затронут интеллект. Она встречается в той или иной степени у одного из 10 учащихся. В Западной Европе и Америке о дислексии знают в любой школе. Университеты, занимающиеся исследованием дислексии, проводят широкую просветительскую работу среди родителей и учителей.

В России о трудностях в обучении чтению знает узкий круг специалистов, а учителя и родители находятся в полном неведении. С их точки зрения, ребенок плохо читает, имеет плохие отметки и не хочет учиться из-за лени и невнимательности. На школьника навешивают ярлыки: «необучаемый», «медлительный», «тупой», тем самым «загоняя в угол», взращивая в нем комплекс неполноценности, при котором страдает самооценка и тормозится нормальное психическое развитие.

О причинах дислексии пока еще ведутся споры и дискуссии. Есть результаты исследований, которые говорят о наследственном факторе. Также доказано наличие нейробиологических особенностей в мозге, неслаженной работы правого и левого полушарий, что и вызывает дислексию.

Исследователи говорят о «неправильной» работе мозга. Тогда возникает вопрос: как, имея дислексию, такие гениальные люди, как Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Стив Джобс, Уинстон Черчилль, Пабло Пикассо, Агата Кристи, Энтони Хопкинс и многие другие смогли добиться выдающихся результатов в спорте, открыть физические законы, написать бессмертные произведения, создать мировые изобретения?

Существует даже предположение, что из-за иного устройства мозга люди с дислексией имеют возможность выйти на другой уровень восприятия и найти нестандартные решения.

Попробуем глубже вникнуть в феномен дислексии и понять, что происходит с детской психикой, когда дети плохо читают, а взрослые, не понимая причин, ведут себя неправильно, тем самым нанося непоправимый вред. Причинно-следственные связи раскрываются на тренинге «Системно-векторная психология».

Ребенок плохо читает. Что делать?

Если мы говорим о дислексии, нас, прежде всего, интересует звуковой вектор. Бессознательное желание обладателей этого вектора — постичь смысл, ответить на вопросы о происхождении всего сущего. Для удовлетворения этого желания люди со звуковым вектором от природы наделены способностью к сосредоточению.

Люди со звуковым вектором обладают абстрактным интеллектом, который дает своему обладателю способность к обобщению, выявлению закономерностей и формированию понятий. По мнению Рональда Дейвиса, человека, который смог преодолеть дислексию и разработал специальную методику, именно наличие абстрактного интеллекта и является причиной дислексии и причиной… гениальности.

Все вышеперечисленные выдающиеся люди были обладателями звукового вектора. И, как мы помним, все они имели дислексию. Обратите внимание: дислексия сама по себе не является признаком гарантированной гениальности и успешности ребенка, она лишь указывает, что к нему нужен особый подход. А гениальность нужно еще развить.

Ученым предстоит сделать еще немало открытий и найти связь между работой мозга и психическими особенностями человека. Но уже сейчас на тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан дает ответ, что проблемы с чтением возникают, как правило, у детей со звуковым вектором. Усугублять ситуацию может неправильное обращение со звуковиком. На него нельзя кричать, выдергивать из мыслительного процесса. Важно соблюдать хороший психологический фон дома, а главное, обратить внимание на состояние мамы. Ведь любой ребенок, который не чувствует себя в защищенности и безопасности, будет отставать в учебе.

Читайте также:  Полезные подарки для ребенка 8 лет

Как это знание, наряду со специальными методиками, может помочь взрослым при обучении малышей, которые плохо читают, т.е. имеют дислексию?

Взрослый, хорошо понимая особенности звукового вектора, никогда не будет кричать или оскорблять маленького звуковика, потому что будет понимать, что это нанесет удар по его эрогенной зоне — уху, а точнее, психике. Полученная травма может затормозить психическое развитие звуковика, может лишить его способности к сосредоточению, а следовательно и к обучению. Если у звуковика есть еще и анальный вектор — ему очень тяжело преодолеть первый плохой опыт и начать позитивно относиться к чтению и учебе, переломить сложную ситуацию.

Никакие самые новейшие методики не помогут выйти из заколдованного круга под названием ребенок плохо читает и вырастить будущего гения или изобретателя, если взрослые не будут понимать психических особенностей своих детей и как сильно мама влияет на ребенка своим состоянием.

Что делать, если ребенку тяжело дается чтение и вы видите, что с каждым годом интерес и мотивация к учебе падает?

Необходимо найти специалиста, который определит, какой вид дислексии наблюдается у вашего малыша, и предложит соответствующую методику обучения чтению. В настоящее время в России постепенно открываются центры по работе с дислексиками, все больше людей поднимают эту проблему.

Но самое главное, станьте сами специалистом в психологии, найдите истинную причину дислексии. Узнайте, какими способностями наградила природа вашего сына или дочь, как их максимально развить и не нанести необратимые травмы.

«…В свои почти 40 лет осознала что на грани потерять сына, неправильное воспитание, в 14 лет-диагноз дислексия… а вед в 3,5 годика умудрился спросить <а для чего нам папа если он нас заставляет страдать?>, успокаивая что смогу найти другого более подходящего…

Хождение по психологам не давали никакие резултаты и решила сама решить проблему. Так и вышла на психологию Юрия Бурлана! здесь нашла решение не только этой проблемы, но на все. нету больше нерешительных задач в моей жизни!!!! Здесь ответ на любой вопрос. В моей жизни рассвет!!!! Первые лучи света озаряют дорогу жизни!!!!..»

Вероника, Верона

«…Моего ребенка растит няня. Когда ему было 3 обратила внимание на своеобразное заикание на последних слогах. Лекции об Оральном, Анальном и Звуковом векторе составили полный пазл причинно-следственной связи. Понаблюдала за няней — запретила ей некоторые моменты в ее поведении… Сегодня ребенку только исполнилось 6 … свободно говорит, читает пишет считает на всех 4х яыках … причем и цитирует классиков! Спасибо СВП! И это только один из множества результатов…»

Юлия, Афины

«…Неверная или неточная постановка диагнозов, когда без знания психических особенностей можно принять одно явление за другое и совершить непоправимую ошибку отнимает у ребенка шанс на развитие и социализацию. Прохождение тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана вкупе с наличием профессиональных знаний вероятность ошибки исключает полностью, а также позволяет уже при первом контакте понять, какой именно подход и метод коррекции нарушений применить к ребенку. Именно поэтому всем специалистам-дефектологам я абсолютно точно советую пройти этот тренинг. Он поможет вам выйти на совершенно новый уровень понимания корней любых речевых нарушений и значительно повысить эффективность вашей работы…»

Анастасия Д., дефектолог, Минск

Приходите на портал «Системно-векторная психология». Здесь вы точно узнаете, что делать если ребенок читает плохо, и как вырастить будущего гения.

Автор: Наталия Свиридова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Раздел: Педагогика

15 Сен, 2017 Комментариев: 1 Просмотров: 12112

Теги: Всё о детях психология

Источник

Что делать, если ребенок плохо читает?

Авторы: Коваль Ирина

Многих родителей дошкольников и первоклассников волнует такой навык как чтение. Ребенок трудно запоминает буквы, а если и запомнил, то читает по слогам или медленно. Почему же детям так сложно научиться читать? Это же так легко!

Когда начинать обучение чтению?

Но это отнюдь не так легко, как кажется нам, взрослым. Многие родители хотят, чтобы их ребенок был лучшим, и поэтому учат читать его уже в 3-летнем возрасте. И они, конечно, ждут, что их любимое чадо будет бегло читать уже к 4 годам. Но это очень трудная и даже невыполнимая задача для крохи, к тому же это вредно для малыша.

По мнению логопедов и психологов, начинать обучение чтению лучше в возрасте 5 лет. И данный процесс должен быть увлекательным для ребенка — чтоб он хотел читать и делал это с удовольствием. Помните главное: каждый ребенок индивидуален и учится читать в своем темпе. И самым важным моментом в этот период является отсутствие оценки результата чтения.

Но если с дошкольниками спешить с обучением чтению не стоит, то у школьников совсем другая ситуация. К концу первого класса они должны не только научиться читать, но и сдать технику чтения. Если же ребенок-первоклассник читает очень медленно, ему нужна помощь. Необходимо найти причину, которая мешает овладеть навыком чтения.

Несмотря на то, что каждый ребенок индивидуален, чтение некоторым детям дается с трудом. Почему это происходит? Давайте разберемся.

Причины трудностей

Для каждого взрослого чтение — это простое, привычное умение. Для ребенка же, который только начинает осваивать его, чтение — нелегкий труд. Малышу необходимо запомнить все буквы (как называются и как пишутся). Уметь их отличать друг от друга, а также соединять их в слова и предложения. И самое сложное — понимать смысл прочитанного.

В каком темпе ребенок будет овладевать процессом чтения, зависит от ряда факторов, а именно:

  • восприятия;
  • характера;
  • темперамента;
  • здоровья.

Особенности восприятия у каждого человека разные. От этого и зависит темп усвоения и применения новых знаний. Характер тоже играет большую роль в освоении навыка чтения. Настойчивые, целеустремленные дети быстрее осваивают это умение. Темперамент малыша тоже немаловажен. Активные и очень подвижные дети дольше учатся читать, чем более спокойные дети. Важно и состояние здоровья малыша. Ослабленные, гиперактивные дети, дети с нарушением зрения и слуха часто испытывают трудности с освоением навыка чтения.

Читайте также:  Ребенка отдать в хоккей с 8 лет

Чем мотивировать ребенка читать?

Также важное значение для малышей в любом деле имеет пример родителей. Дети, у которых родители читают сами и которым регулярно читают, в дальнейшем легче осваивают навык чтения и читают с удовольствием сами. Будьте примером, прививайте ребенку любовь к чтению.

Хоть процесс овладения чтением у всех детей и проходит по-разному, но в каждой школе, в каждом классе будут дети, которые плохо читают или читают вообще хуже всех.

Каково таким детям? Что они чувствуют? Давайте представим.

Непослушные буквы постоянно путаются и не хотят запоминаться и складываться в слова и предложения. Учитель ругает, родители ругают, одноклассники смеются. Заставляют читать быстрее, наказывают чтением, сравнивают с другими детьми, которые читают лучше. Согласитесь, это не совсем приятно! Именно поэтому дети, которые плохо читают, стараются не читать и всячески избегают моментов, которые непосредственно связаны с процессом чтения.

Конечно, учителя рекомендуют родителям детей, которые плохо читают, наоборот, читать больше и чаще. Как вы думаете, помогают такие рекомендации? Не всегда! Проблема с освоением навыка не уходит, техника чтения не становится лучше, а наоборот — только хуже.

Сразу возникает вопрос: что же делать? Как помочь ребенку научиться читать? Как сделать так, чтоб ребенок полюбил чтение?

Ответы на эти вопросы помогут получить рекомендации психологов и логопедов.

В первую очередь, необходимо всем успокоиться — как взрослым, так и детям. Освоение навыка чтения должно быть приятным и увлекательным процессом, поэтому никогда чтение не должно выступать в роли наказания.

Как говорилось выше, обучение чтению не стоит начинать раньше 5 лет. Важную роль играет и речевая готовность ребенка.

К моменту обучения малыша чтению он должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • уметь на слух различать сходные по звучанию звуки;
  • иметь сформированные пространственные представления.

Если ребенок не выговаривает правильно звуки, он будет неправильно (с ошибками) читать, а в дальнейшем эти ошибки «неправильного произношения» перейдут и в письменную речь — письмо.

Также с трудностями при чтении столкнутся дети, которые не различают сходные по звучанию звуки, такие как: Б-П, В-Ф, З-С, Г-К и др. Читать такие дети, конечно, научатся, но при чтении они будут заменять некоторые буквы, которые схожи по звучанию и по написанию. В письменной речи они также будут заменять буквы, которые должны быть, на те, которые они слышат. Например: «птиты» (птицы), «женжина» (женщина), «много гривов» (грибов), «снон» (слон) и т.д.

Большую роль при обучении чтению, как ни странно, играют пространственные представления. Умеет ли ребенок различать, где лево, а где право, где верх, а где низ. Ведь читаем мы слева направо, и строчки располагаются сверху вниз. Если у ребенка хромает ориентация в пространстве, то и читать он будет так, как ему захочется. Ребенок может читать слово справа налево или с той буквы, которая ему больше нравится. Буквы, которые ему не нравятся, малыш вообще может пропускать.

Если с вышеперечисленным порядок, то стоит обратить внимание на сформированность внимания малыша. Ведь благодаря вниманию мы можем узнавать и изучать что-то новое. Ребенка необходимо научить управлять своим вниманием, постараться сделать так, чтобы его не отвлекали окружающие шумы, яркие картинки и многое другое.

Также внимание неразрывно связано с усидчивостью и сосредоточенностью. Развивая усидчивость ребенка, родители повышают и устойчивость его внимания. Параллельно с усидчивостью развивается и сосредоточенность.

Помните! Хорошо развитое внимание у ребенка — это залог успешного обучения, и не только чтению.

Как организовать процесс чтения?

Итак, ребенок правильно произносит все звуки, различает их на слух и с вниманием порядок, тогда можно приступать к обучению чтению. Для этого следует учитывать следующие моменты.

  • Во-первых, ребенок должен быть отдохнувшим, сытым и выспавшимся.
  • Во-вторых, создайте подходящие условия. В комнате должно быть светло, тихо (выключен телевизор, радио и т.д), из поля зрения ребенка нужно убрать отвлекающие предметы (игрушки, телефон, планшет).
  • В-третьих, выберите интересную книгу или журнал, который нравится ребенку и вызывает у него интерес. Текст должен быть небольшой, напечатанный крупным шрифтом, обязательно с рисунками. Если затрудняетесь с выбором, предоставьте возможность малышу выбрать книгу самостоятельно. Именно личный выбор будет поддерживать интерес к данной книге или журналу
  • В-четвертых, соблюдайте рекомендуемую продолжительность чтения. Читайте не более чем по 5-10 минут, но 2-3 раза в день. Длительное чтение утомляет неподготовленного ребенка и отбивает у него интерес даже к выбранной самостоятельно книге.
  • В-пятых, читайте вместе. Часть текста читает ребенок, а другую часть — взрослый. И помните, что юного ученика необходимо хвалить за его успехи.

И самое главное! Даже когда ребенок научится читать, продолжайте читать ему. Обсуждайте прочитанное, придумывайте свои концовки историй.

Если вы будете придерживаться перечисленных рекомендаций, то ситуация с чтением очень быстро улучшится. Но если трудности, несмотря на все ваши старания, остаются — обратитесь за консультацией к логопеду или психологу. Своевременная консультация поможет избежать ребенку многих трудностей, а также сохранит время и силы родителей.

Терпения вам, заботливые и любящие родители!

опубликовано 02/09/2019 15:56

обновлено 14/09/2019

— Педагогика и психология, Рост и развитие, Нервные, психические и психологические болезни, Развитие речи

Источник