Словарь для ребенка 7 лет

Словарь по лексическим темам для старшей подготовительной группы. картотека по логопедии по теме

ТЕМА : « ОВОЩИ»

(Старшая группа)

Существительные: овощи, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель, тыква, редис, бобы, горох, укроп,

петрушка, огород, грядка.

Прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, желтый, оранжевый, коричневый, синий, фиолетовый, розовый, зеленый, круглый, овальный, мелкий, крупный, большой, маленький.

Глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать, расти, поливать, копать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать.

( подготовительная группа)

Существительные: урожай, баклажан, кабачок, чеснок, редька, хрен, патиссон, парник, теплица.

Прилагательные: зрелый, душистый, аппетитный, овощной, хрустящий, толстокожий, пупырчатый, пузатая, огуречный, морковный, томатный, капустный, тыквенный, гороховый, картофельный, баклажановая.

Глаголы: спеть, копать, срезать.

ТЕМА: « ФРУКТЫ»

( старшая группа)

Существительные: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, ананас, банан, сад, дерево.

Прилагательные: вкусный, сахарный, сочный, спелый, ароматный, гладкий, красный. Желтый, оранжевый, коричневый, синий, фиолетовый, розовый, зеленый, круглый, овальный, мелкий, крупный, большой, маленький.

Глаголы: цвести, плодоносить, зреть, собирать, убирать, заготавливать, срывать.

( подготовительная группа)

Существительные: урожай, персик, абрикос, виноград, айва, авокадо, хурма, киви, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.

Прилагательные: абрикосовый, яблочный, лимонный, персиковый, виноградный, грушевый, банановый, мандариновый, ананасовый, фруктовый, зрелый, душистый,

аппетитный, хрустящий, толстокожий.

Глаголы: спеть, подкармливать, окапывать, опахивать.

ТЕМА: « ДЕРЕВЬЯ»

( старшая группа)

Существительные: деревья, береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, липа, лиственница, лес, листья.

Прилагательные: белоствольная, тонкая, могучий, раскидистый, вечнозеленые, лиственные, хвойные.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать.

( подготовительная группа)

Существительные: тополь, ясень, ольха, ива.

Прилагательные: прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный.

Глаголы: падать, лететь, шелестеть, шуршать, убирать, краснеть.

ТЕМА: « ГРИБЫ»

( старшая группа)

Существительные: гриб, поляна, пень, корзина, лес, мох, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, ножка, шляпка.

Прилагательные: ядовитый, съедобный.

Глаголы: собирать, прятаться, заготавливать, расти, резать, сушить, солить, мариновать.

( подготовительная группа)

Существительные: подберезовик, сыроежка, опенок, поганка, грибник.

Глаголы: срезать, искать, наклоняться, различать.

ТЕМА: « РЫБЫ»

( старшая группа)

Существительные: аквариум, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, щука, сом, окунь, лещ, карась, золотая рыбка.

Прилагательные: прозрачная, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистая.

Глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться.

( подготовительная группа)

Существительные: море, океан, акула, дельфин, скат, меч — рыба, пила — рыба, игла — рыба, скумбрия, ставрида, судак, плотва, гурами, барбус.

Прилагательные: подводный, глубоководный, опасный, разнообразный, изумительный.

ТЕМА: « НОВЫЙ ГОД»

Существительные: праздник, украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, елка, ночь, серпантин, гости, поздравление, год, месяц.

Прилагательные: веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, праздничный, разноцветные, нарядные.

Глаголы: выступать, зажигать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять.

ТЕМА: « ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

( старшая группа)

Существительные: животные, медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, барсук, кабан, берлога, дупло, нора, логово, запасы, шерсть, шуба, мех, хвост, лапы.

Прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный, колючий, рыжая, серый, трусливый

Глаголы: зимовать, питаться, запасать, ходить, рычать, прыгать, красться, бродить.

( подготовительная группа)

Существительные: бобр, лось, рога, копыта, клыки, шкура.

Прилагательные: пушистый, шелковистый, плотный, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, хищный, острый, куцый.

Глаголы: линять, меняться, рыскать, выть, притаиться.

ТЕМА: « ИГРУШКИ»

Существительные: игрушки, мяч, машинка, кубик, кукла, мишка, пирамидка, матрешка, юла, конструктор, мозаика…

Прилагательные: резиновый, кожаный, деревянный, пластмассовый, металлический, легкий, тяжелый, большой, маленький, красный, желтый, зеленый, синий.

Глаголы: играть, катать, качать, крутить, собирать.

ТЕМА: МЕБЕЛЬ»

Существительные: мебель, шкаф, стол, стул, кровать, диван, кресло, комод, сервант, буфет, стенка, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник.

Прилагательные: дубовая, березовая, ореховая, сосновая, мягкая, зеркальная, кожаная, полированная.

Глаголы: ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать, убирать.

ТЕМА: « ОБУВЬ»

( старшая группа)

Существительные: обувь, галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки.

Прилагательные: теплые, резиновые, кожаные, легкие.

Глаголы: носить, обувать.

( подготовительная группа)

Существительные:, полуботинки кожа, резина.

Прилагательные: кожаный, резиновый.

Глаголы: носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, ставить.

ТЕМА: « ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» (ВОДОПЛАВАЮЩИЕ)

(Старшая группа)

Существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка, д.гуси, д.утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи.

Прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый.

Глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть.

( подготовительная группа)

Существительные: зяблик, кукушка, аист, яйцо, птенцы, косяк, перья, пух, крыло, клюв, лапки.

Прилагательные: звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный.

Глаголы: прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, летать, петь.

ТЕМА: « ОДЕЖДА»

( старшая группа)

Существительные: одежда, комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан.

Прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный.

Глаголы: носить, надевать.

( подготовительная группа)

Существительные: перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок, фетр, шерсть, мех, кожа, трикотаж, вельвет, драп, твид, рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжет.

Прилагательные: фетровый, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, твидовый, зимняя, летняя, демисезонная, удобная, модная, нарядная.

Глаголы: снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать.

ТЕМА: « ХЛЕБ»

Существительные: хлеб, злаки, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба.

Прилагательные: золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный.

Глаголы: растить, ухаживать, убирать, молоть, месить, печь.

ТЕМА: « ЯГОДЫ»

( старшая группа)

Существительные: ягода, земляника, малина, черника, клюква, клубника, смородина, крыжовник.

Прилагательные: спелая, сладкая, кислая, мягкая, душистая.

Глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать.

Наречия: вкусно, сладко, кисло.

( подготовительная группа)

Существительные: брусника, рябина, голубика, костяника,, компот, варенье, сироп.

Прилагательные: ароматный.

ТЕМА: « ПРОФЕССИИ»

( старшая группа)

Существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, повар, прачка, врач, кладовщик, швея, закройщица, портниха, каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, почтальон, кровельщик, пограничник, моряк, строитель, хлебороб, рабочий, военный.

Прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый.

Глаголы: водить, управлять, разносить, воспитывать, лечить, учить, готовить, стирать, выдавать, кроить, шить, строить, штукатурить, красить, делать, крыть, защищать, охранять.

Наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

( подготовительная группа)

Существительные: работа, труд, профессии, инженер, библиотекарь, парикмахер.

Глаголы: работать, трудиться, создавать, чинить, стричь, читать.

ТЕМА: « ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Существительные: петух, курица, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок, пух, перья, крыло, клюв, лапы, яйцо, птенец.

Прилагательные: ловкий, неуклюжий, шустрый.

Глаголы: выводить, высиживать, плавать, пасти, кормить.

ТЕМА: « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

( старшая группа)Существительные: корова, теленок, лошадь, жеребенок, коза, козленок, овца, ягненок, кошка, котенок, собака, щенок, свинья, поросенок, крольчиха, крольчонок, хлев, сено, пойло.

Прилагательные: теплый, толстый, вкусный.

Глаголы: зимовать, питаться, кормить, поить.

( подготовительная группа)

Существительные: баран, боров, конь, козел, пес, кот, бык, крол, копыта, рога, грива, стадо, табун, свора, отара, ферма, конюшня, коровник, свинарник, конура, клетка.

Прилагательные: рогатый, добрый, пушистый, свирепый, ласковый, упрямый.

Глаголы: царапаться, бодаться, кусаться, ржать, мяукать, сторожить, рычать, лаять, блеять, мычать, хрюкать, жевать.

ТЕМА: « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

( старшая группа)

Существительные: ворона, сорока, сова, воробей, снегирь, синица, голубь, кормушка, корм, помощь.

Прилагательные: голодный.

Глаголы: замерзать, кормить, сыпать, летать, искать.

( подготовительная группа)

Существительные: свиристель, тетерев, глухарь, поползень, сойка.

Прилагательные: красногрудый, теплый, резвый.

Глаголы: прилетать, клевать, выводить, спать, каркать, чирикать, тинькать, ворковать, стрекотать.

ТЕМА: « ОСЕНЬ»

( старшая группа)

Существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, погода, грязь, земля.

Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный.

Глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать.

Наречия: мокро, сыро, ненастно, солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, ясно.

( подготовительная группа)

Существительные: сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, заморозок, изморозь.

Прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный.

Глаголы: моросить, улетать, убирать, вянуть, сохнуть.

ТЕМА: « ЗИМА»

( старшая группа)

Существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, мороз, метель, снегопад, сугроб, вьюга, поземка, гололед, узор, лед, ветер, холод.

Прилагательные: белый, снежный, пушистый, холодный, морозный, сильный, легкий, зимний, искристый, прозрачный, резкий.

Глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, идти, падать, лететь, покрывать, таять.

( подготовительная группа)

Существительные: декабрь, январь, февраль, буран, оттепель, иней, стужа, наст.

Глаголы: падать, сковывать, оттаять, кружиться, трещать.

ТЕМА: « ЛЕТО »

Существительные: лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, отдых, гроза, радуга, молния.

Прилагательные: жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный.

Глаголы: отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, летать.

ТЕМА: « ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»

Существительные: мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, охрана, природа.

Прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий.

Глаголы: рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать.

ТЕМА: « ШКОЛА»

Существительные: школа, класс, урок, учитель, ученик, перемена, ручка, ранец, пенал, учебник, тетрадь, карандаш, линейка, краски, кисточка.

Прилагательные: интересный, увлекательный, первый, умный, новый.

Глаголы: учиться, писать, читать, считать, узнавать, знакомиться, трудиться.

ТЕМА: « КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ»

( старшая группа)

Существительные: растение, кактус, фиалка, розан, толстянка, сенполия, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка, герань.

Прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, опушенный, колючий, рыхлый, влажный, теплый.

Глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать.

Тема: « ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

Существительные: животные, детеныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, пища.

Прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, неповоротливый.

Глаголы: лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать.

ТЕМА: « НАСЕКОМЫЕ»

( старшая группа)

Существительные: насекомые, бабочка, жук, б.коровка, кокон, муравей, гусеница, комар, муха, пчела, оса, шмель.

Прилагательные: вредный, полезный, майский.

Глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать.

( подготовительная группа)

Существительные: стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка.

Прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, опасный.

Глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, поедать, откладывать.

ТЕМА: « КОСМОС»

Существительные: космос, космонавт, ракета, корабль, станция, спутник, полет, Земля, Луна, Солнце, планета, звезда, комета, созвездие, скафандр, невесомость, телескоп, астроном, орбита.

Прилагательные: первый, космический, солнечный, искусственный, орбитальный, лунный, земной, звездный.

Глаголы: осваивать, запускать, летать, падать, приземляться, прилуняться.

ТЕМА: « ПДД»

Существительные: движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, улица, перекресток, , авария, милиционер, регулировщик, жезл, свисток.

Прилагательные: дорожный, пешеходный, милицейский.

Глаголы: соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить.

ТЕМА: « ВЕСНА»

( старшая группа)

Существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, подснежник, трава, грач, гнезда, насекомые, гроза.

Прилагательные: голубое, чистое, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий.

Глаголы: наступать, таять, пригревать, копать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилететь, вить, выводить.

( подготовительная группа)

Существительные: март, апрель, май, уборка снега, обрезка деревьев, первоцвет, половодье, верба, ольха, снегоуборочная машина.

Прилагательные: рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, нежный, красивый, пушистый, душистый.

Глаголы: убирать, обрезать, просыхать.

ТЕМА: « ТРАНСПОРТ»

( старшая группа)

Существительные: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, мотоцикл, самолет, велосипед, корабль, вертолет, лодка, колесо, руль, дверца, кабина.

Прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый.

Глаголы: перевозить, грузить.

( подготовительная группа)

Существительные: цистерна, контейнеровоз, платформа, тепловоз, электровоз, электричка, катер, пассажир, груз, поездка, салон, двигатель, кузов, билет, гараж, остановка, вокзал, аэропорт, пристань.

Прилагательные: легковой, дорожный, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, подземный, скорая, пожарная, милицейская.

Глаголы: ехать, везти, доставлять, лететь, плыть, управлять, вести.

ТЕМА: « ПОСУДА»

( старшая группа)

Существительные: посуда, чайник, кастрюля, сковородка, ковш, тарелка, ложка, вилка, ножик, масленка, солонка, хлебница.

Прилагательные: стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный.

Глаголы: пить, есть, готовить, резать, чистить.

( подготовительная группа)

Существительные: поднос, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, супница, салфетница, поварешка, дуршлаг.

Прилагательные: кухонная, столовая, чайная, эмалированная, чугунная, серебряная.

Глаголы: варить, жарить.

ТЕМА: « ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ»

Существительные: молоток, топор, пила, клещи, гвозди, тиски, ключ, гайка, болт, кисть, краска, валик, раствор, мастерок, ножницы, расческа, игла, нитки, мел, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.

Прилагательные: нужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный, стеклянный, бумажный, деревянный, пластмассовый, резиновый, кожаный, каменный.

Глаголы: рубить, пилить, вбивать, точить, закручивать, отвинчивать, красить, штукатурить, подстригать, шить, готовить.

ТЕМА : « ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»

Существительные: утюг, холодильник, кофемолка, компьютер, пылесос, мясорубка, часы, телевизор, соковыжималка, миксер, тостер, электрочайник, радио, телефон, стиральная машинка.

Прилагательные: гладить, складывать, молоть, убирать, шить, показывать, смотреть, готовить, включать, выключать.

Глаголы: нужная, удобная, полезная, швейная, стиральная, легкая, надежная.

ТЕМА: « 8 МАРТА»

Существительные: папа, мама, баба, дед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, сирота.

Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная;

Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, мыть, работать, вытирать, ухаживать, растить.

ТЕМА: « ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

Существительные: молоко, масло, сыр, йогурт, кефир, колбаса, мясо, котлета, сосиска, хлеб, булочка, пирог, пирожное, компот, торт, конфета, варенье, каша, суп, салат, крупа., вкус, запах, аромат, специи.

Прилагательные: молочный, мясной, хлебобулочный, сливочный, растительный, сладкий, кислый, жирный, вкусный, теплый, холодный. Горячий.

Глаголы: подогреть, остудить, резать, печь, мазать, взбивать, греть, кипятить, тушить, варить, жарить, мыть, накрывать, готовить.

ТЕМА: « 23 ФЕВРАЛЯ»

Существительные: солдат, Родина, Россия, ракетчик, танкист, десантник, ракета, танк, летчик, самолет, пограничник, герой, парашют, враг, бомба, подводник, пехотинец, предатель, война, рана, автомат, оружие.

Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, военный, доблестный.

Глаголы: воевать, защищать, драться, победить, ранить, перевязать, вылечить, сражаться, сопротивляться.

ТЕМА: « ЧЕЛОВЕК»

Существительные: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, рот, нос, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, прическа, челка. Усы, борода, ресницы, здоровье.

Прилагательные: высокий, низкий, толстый, тонкий, длинноволосый, стриженный, кудрявый, светловолосый, темноволосый, рыжий, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый.

Глаголы: ходить, бегать, класть, брать, прыгать, царапаться, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести, гладить, кивать, сжимать, разжимать, согнуть, разогнуть, хлопать, крутить.

ТЕМА: « ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Существительные: лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лопата, хоккей, прорубь, рыбалка, клюшка, шайба, лыжник, саночник, хоккеист, фигурист, конькобежец.

Прилагательные: острые, быстрые, зимние, скользкие, липкий.

Глаголы: ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, катать, сгребать.

ТЕМА: « МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Существительные: труба, дудочка, колокольчик, гитара, балалайка, скрипка, барабан, бубен, , пианино, гармошка, инструменты, музыкант, композитор, мелодия, музыка, ноты, оркестр, смычок, струны, клавиши, кнопки.

Прилагательные: ударные, струнные, духовые, музыкальные.

Глаголы: ударять, нажимать, барабанить, дуть, играть, петь, звенеть, бренчать.

Читайте также:  Непроходящий кашель у ребенка 7 лет

Источник

Как увеличить словарный запас дошкольника

Сколько слов должен знать первоклассник? В норме активный словарный запас ребёнка 6-7 лет насчитывает от 3500 до 7000 слов.

Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребёнка. Статистика неутешительна: в одной только Москве от 70 до 90% старших дошкольников демонстрируют признаки задержки развития речи. Дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. Прежде всего это отрицательно сказывается на овладении грамотой — школьникам элементарно не хватает знаний, чтобы верно подбирать проверочные слова.

Что же делать? Для расширения словарного запаса просто уместить в памяти ребёнка как можно больше слов к моменту поступления в школу недостаточно. Важно удостовериться, что он правильно понимает их значение и смысловое родство, улавливает многозначность слов и их переносные значения.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

К 5-7 годам ребёнок с развитой речевой функцией хорошо ориентируется в тематических множествах. Он понимает и разделяет:

  • понятия времени («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
  • пространственное ориентирование («верх», «низ», «лево», «право»);
  • числительные, желательно в пределах сотни;
  • абстрактные термины из области обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников;
  • профессии и виды спорта;
  • цвета и оттенки;
  • части человеческого тела;
  • природные явления;
  • бытовые предметы;
  • транспортные средства;
  • домашних и диких животных, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
  • эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний.

Обогащение словаря дошкольника можно начать с ряда несложных речевых упражнений, которые доступны каждому родителю. Главный секрет успеха заключается в их регулярности: лучше заниматься пять минут, но каждый день, чем целый час, но раз в неделю.

  1. Больше общайтесь с ребёнком. Говорите красиво — подбирайте разнообразные синонимы, используйте прилагательные и метафоры. Словарный запас дошколят преимущественно состоит из существительных и глаголов, предметов и действий. Гораздо труднее запоминаются прилагательные. Эпитеты, сравнения, описания относятся к области абстрактного и требуют больших усилий при запоминании. Чтобы избежать этой проблемы, знакомьте ребёнка с цветом и формой, материалом, запахом, назначением предметов. Не бойтесь использовать незнакомые ему слова и термины. Если малыш не может понять что-то из контекста сказанного, это прекрасный повод объяснить ему значение того или иного слова. Заодно и сами потренируетесь.
  2. Читайте осознанно. Просто чтения вслух недостаточно. Читайте книги медленно, с выражением и время от времени спрашивайте, понимает ли ребёнок то или иное слово. Вы удивитесь, когда обнаружите, как много «белых пятен» может всплыть в очевидном для вас материале! Объясняйте значение сложных слов по ходу чтения, в следующий раз обязательно задавайте вопросы на закрепление усвоенного материала.
  3. Рассматривайте и обсуждайте картинки в книгах, вводите в свои описания новые слова и сложные конструкции, задавайте ребёнку наводящие вопросы.
  4. Поощряйте ребёнка заучивать наизусть стихи. Подбирайте разные стихотворения: смешные, образные, сюжетные. Выбирайте для изучения те, что вызывают у малыша наибольший отклик при первом прочтении.
  5. Играйте в словарные игры! Специалисты разделяют такие понятия, как активный и пассивный словарный запас. Ребёнок может знать слово, но не употреблять его в речи. Поработать с пассивным словарём и перевести его в активный помогут разные варианты словарных упражнений. Такие, как задания на поиск пропущенного слова. Например: «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы… (ледяная)», «Андерсен написал сказку о стойком… солдатике (оловянном)» и так далее. Больше словарных игр — в следующем разделе статьи!
Читайте также:  Ребенок 7 лет воняет потом

Словарные игры

Словарные игры не просто полезное, но и увлекательное занятие, которое уместно везде и всегда! В словарные игры можно играть с большими и маленькими, в метро или в машине, в гостях или дома, на прогулке или в очереди.

Это могут быть как настольно-печатные игры — кубики историй, детская «Монополия», всевозможные тематические лото, игра в «Крокодила» (покажи слово), игра «Кто я?» (угадай, что ты за персонаж с помощью наводящих вопросов), так и весёлые игры, не требующие вообще никакого реквизита.

Приведём примеры таких игр:

  1. Вспоминать слова, которые начинаются на определённую букву. Разминку можно выполнять в формате конкурса, называя слова по очереди. Кто назовёт больше всех — тот выиграл.
  2. Поиск родственных слов. Если у меня есть ум, то я какой? (Умный.) Если я сделан из стекла, то я какой? (Стеклянный.) И так далее.
  3. Угадай профессию. Человек, который шьёт одежду, — это… . Человек, который ловит преступников, — это… . И так далее.
  4. Игра «Загадай предмет» — загадывающий описывает свойства предмета, а остальные угадывают, что это.
  5. «Я знаю пять…» Каждый участник по очереди называет пять слов из единого смыслового множества: пять городов, пять имён девочек, пять овощей, пять предметов одежды и так далее.

Ещё одна вариация словарных игр — игры с мячом: они не только развивают память, но и тренируют скорость реакции.

  1. «Съедобное — несъедобное». Ведущий игрок называет любое слово и кидает ребёнку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребёнок ловит мяч, если несъедобный — отбрасывает.
  2. «Большой — маленький». Ведущий произносит одно слово из пары («палец» или «пальчик», «шкаф» или «шкафчик», «кошка» или «котёнок») и кидает мяч. Ребёнок возвращает мяч, назвав пару для услышанного слова.
  3. Игра «Скажи наоборот» — поиск антонимичных слов и понятий, например горячо — холодно, день — ночь, смелый — трусливый, бежит — стоит, с обменом мячом по аналогичному принципу.
  4. «Кто где живёт?» — ведущий бросает мяч и называет какое-то животное, а ребёнок возвращает мяч с ответом на вопрос, где это животное живёт, например лиса — в норе, собака — в конуре, ворона — в гнезде.
  5. «Назови животное (одежду, блюдо, имя и так далее)». В эту игру можно играть с компанией детей. Кидайте мяч участникам по очереди: поймавший мяч называет слово из заданной тематической группы и бросает мяч обратно. Ребёнок, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается последний оставшийся в игре участник.
Читайте также:  Как отметить 7 лет ребенку екатеринбург

Игры со словами полезны как детям, так и взрослым. Они способствуют формированию лексической базы, активизируют навыки словообразования, ускоряют процесс извлечения из памяти, способствуют развитию внимания и логики. Общайтесь, веселитесь и развивайтесь вместе с ребёнком, и вы сможете абсолютно бесплатно научить его виртуозному владению родным языком — навыку, которому многие взрослые годами учатся за круглые суммы. Удачи вам и вашим дошкольникам!

Наталья Якунина

Источник