Словарь для ребенка 7 лет
Словарь по лексическим темам для старшей подготовительной группы. картотека по логопедии по теме
ТЕМА : « ОВОЩИ» (Старшая группа) Существительные: овощи, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель, тыква, редис, бобы, горох, укроп, петрушка, огород, грядка. Прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, желтый, оранжевый, коричневый, синий, фиолетовый, розовый, зеленый, круглый, овальный, мелкий, крупный, большой, маленький. Глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать, расти, поливать, копать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать. ( подготовительная группа) Существительные: урожай, баклажан, кабачок, чеснок, редька, хрен, патиссон, парник, теплица. Прилагательные: зрелый, душистый, аппетитный, овощной, хрустящий, толстокожий, пупырчатый, пузатая, огуречный, морковный, томатный, капустный, тыквенный, гороховый, картофельный, баклажановая. Глаголы: спеть, копать, срезать. | ТЕМА: « ФРУКТЫ» ( старшая группа) Существительные: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, ананас, банан, сад, дерево. Прилагательные: вкусный, сахарный, сочный, спелый, ароматный, гладкий, красный. Желтый, оранжевый, коричневый, синий, фиолетовый, розовый, зеленый, круглый, овальный, мелкий, крупный, большой, маленький. Глаголы: цвести, плодоносить, зреть, собирать, убирать, заготавливать, срывать. ( подготовительная группа) Существительные: урожай, персик, абрикос, виноград, айва, авокадо, хурма, киви, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло. Прилагательные: абрикосовый, яблочный, лимонный, персиковый, виноградный, грушевый, банановый, мандариновый, ананасовый, фруктовый, зрелый, душистый, аппетитный, хрустящий, толстокожий. Глаголы: спеть, подкармливать, окапывать, опахивать. |
ТЕМА: « ДЕРЕВЬЯ» ( старшая группа) Существительные: деревья, береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, липа, лиственница, лес, листья. Прилагательные: белоствольная, тонкая, могучий, раскидистый, вечнозеленые, лиственные, хвойные. Глаголы: желтеть, краснеть, опадать. ( подготовительная группа) Существительные: тополь, ясень, ольха, ива. Прилагательные: прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный. Глаголы: падать, лететь, шелестеть, шуршать, убирать, краснеть. | ТЕМА: « ГРИБЫ» ( старшая группа) Существительные: гриб, поляна, пень, корзина, лес, мох, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, ножка, шляпка. Прилагательные: ядовитый, съедобный. Глаголы: собирать, прятаться, заготавливать, расти, резать, сушить, солить, мариновать. ( подготовительная группа) Существительные: подберезовик, сыроежка, опенок, поганка, грибник. Глаголы: срезать, искать, наклоняться, различать. |
ТЕМА: « РЫБЫ» ( старшая группа) Существительные: аквариум, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, щука, сом, окунь, лещ, карась, золотая рыбка. Прилагательные: прозрачная, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистая. Глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться. ( подготовительная группа) Существительные: море, океан, акула, дельфин, скат, меч — рыба, пила — рыба, игла — рыба, скумбрия, ставрида, судак, плотва, гурами, барбус. Прилагательные: подводный, глубоководный, опасный, разнообразный, изумительный. | ТЕМА: « НОВЫЙ ГОД» Существительные: праздник, украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, елка, ночь, серпантин, гости, поздравление, год, месяц. Прилагательные: веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, праздничный, разноцветные, нарядные. Глаголы: выступать, зажигать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять. |
ТЕМА: « ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» ( старшая группа) Существительные: животные, медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, барсук, кабан, берлога, дупло, нора, логово, запасы, шерсть, шуба, мех, хвост, лапы. Прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный, колючий, рыжая, серый, трусливый Глаголы: зимовать, питаться, запасать, ходить, рычать, прыгать, красться, бродить. ( подготовительная группа) Существительные: бобр, лось, рога, копыта, клыки, шкура. Прилагательные: пушистый, шелковистый, плотный, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, хищный, острый, куцый. Глаголы: линять, меняться, рыскать, выть, притаиться. | ТЕМА: « ИГРУШКИ» Существительные: игрушки, мяч, машинка, кубик, кукла, мишка, пирамидка, матрешка, юла, конструктор, мозаика… Прилагательные: резиновый, кожаный, деревянный, пластмассовый, металлический, легкий, тяжелый, большой, маленький, красный, желтый, зеленый, синий. Глаголы: играть, катать, качать, крутить, собирать. |
ТЕМА: МЕБЕЛЬ» Существительные: мебель, шкаф, стол, стул, кровать, диван, кресло, комод, сервант, буфет, стенка, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник. Прилагательные: дубовая, березовая, ореховая, сосновая, мягкая, зеркальная, кожаная, полированная. Глаголы: ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать, убирать. | ТЕМА: « ОБУВЬ» ( старшая группа) Существительные: обувь, галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки. Прилагательные: теплые, резиновые, кожаные, легкие. Глаголы: носить, обувать. ( подготовительная группа) Существительные:, полуботинки кожа, резина. Прилагательные: кожаный, резиновый. Глаголы: носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, ставить. |
ТЕМА: « ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» (ВОДОПЛАВАЮЩИЕ) (Старшая группа) Существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка, д.гуси, д.утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи. Прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый. Глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть. ( подготовительная группа) Существительные: зяблик, кукушка, аист, яйцо, птенцы, косяк, перья, пух, крыло, клюв, лапки. Прилагательные: звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный. Глаголы: прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, летать, петь. | ТЕМА: « ОДЕЖДА» ( старшая группа) Существительные: одежда, комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан. Прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный. Глаголы: носить, надевать. ( подготовительная группа) Существительные: перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок, фетр, шерсть, мех, кожа, трикотаж, вельвет, драп, твид, рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжет. Прилагательные: фетровый, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, твидовый, зимняя, летняя, демисезонная, удобная, модная, нарядная. Глаголы: снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать. |
ТЕМА: « ХЛЕБ» Существительные: хлеб, злаки, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба. Прилагательные: золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный. Глаголы: растить, ухаживать, убирать, молоть, месить, печь. | ТЕМА: « ЯГОДЫ» ( старшая группа) Существительные: ягода, земляника, малина, черника, клюква, клубника, смородина, крыжовник. Прилагательные: спелая, сладкая, кислая, мягкая, душистая. Глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать. Наречия: вкусно, сладко, кисло. ( подготовительная группа) Существительные: брусника, рябина, голубика, костяника,, компот, варенье, сироп. Прилагательные: ароматный. |
ТЕМА: « ПРОФЕССИИ» ( старшая группа) Существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, повар, прачка, врач, кладовщик, швея, закройщица, портниха, каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, почтальон, кровельщик, пограничник, моряк, строитель, хлебороб, рабочий, военный. Прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый. Глаголы: водить, управлять, разносить, воспитывать, лечить, учить, готовить, стирать, выдавать, кроить, шить, строить, штукатурить, красить, делать, крыть, защищать, охранять. Наречия: старательно, слаженно, умело, бережно. ( подготовительная группа) Существительные: работа, труд, профессии, инженер, библиотекарь, парикмахер. Глаголы: работать, трудиться, создавать, чинить, стричь, читать. | ТЕМА: « ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» Существительные: петух, курица, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок, пух, перья, крыло, клюв, лапы, яйцо, птенец. Прилагательные: ловкий, неуклюжий, шустрый. Глаголы: выводить, высиживать, плавать, пасти, кормить. |
ТЕМА: « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» ( старшая группа)Существительные: корова, теленок, лошадь, жеребенок, коза, козленок, овца, ягненок, кошка, котенок, собака, щенок, свинья, поросенок, крольчиха, крольчонок, хлев, сено, пойло. Прилагательные: теплый, толстый, вкусный. Глаголы: зимовать, питаться, кормить, поить. ( подготовительная группа) Существительные: баран, боров, конь, козел, пес, кот, бык, крол, копыта, рога, грива, стадо, табун, свора, отара, ферма, конюшня, коровник, свинарник, конура, клетка. Прилагательные: рогатый, добрый, пушистый, свирепый, ласковый, упрямый. Глаголы: царапаться, бодаться, кусаться, ржать, мяукать, сторожить, рычать, лаять, блеять, мычать, хрюкать, жевать. | ТЕМА: « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» ( старшая группа) Существительные: ворона, сорока, сова, воробей, снегирь, синица, голубь, кормушка, корм, помощь. Прилагательные: голодный. Глаголы: замерзать, кормить, сыпать, летать, искать. ( подготовительная группа) Существительные: свиристель, тетерев, глухарь, поползень, сойка. Прилагательные: красногрудый, теплый, резвый. Глаголы: прилетать, клевать, выводить, спать, каркать, чирикать, тинькать, ворковать, стрекотать. |
ТЕМА: « ОСЕНЬ» ( старшая группа) Существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, погода, грязь, земля. Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный. Глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать. Наречия: мокро, сыро, ненастно, солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, ясно. ( подготовительная группа) Существительные: сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, заморозок, изморозь. Прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный. Глаголы: моросить, улетать, убирать, вянуть, сохнуть. | ТЕМА: « ЗИМА» ( старшая группа) Существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, мороз, метель, снегопад, сугроб, вьюга, поземка, гололед, узор, лед, ветер, холод. Прилагательные: белый, снежный, пушистый, холодный, морозный, сильный, легкий, зимний, искристый, прозрачный, резкий. Глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, идти, падать, лететь, покрывать, таять. ( подготовительная группа) Существительные: декабрь, январь, февраль, буран, оттепель, иней, стужа, наст. Глаголы: падать, сковывать, оттаять, кружиться, трещать. |
ТЕМА: « ЛЕТО » Существительные: лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, отдых, гроза, радуга, молния. Прилагательные: жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный. Глаголы: отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, летать. | ТЕМА: « ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ» Существительные: мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, охрана, природа. Прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий. Глаголы: рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать. |
ТЕМА: « ШКОЛА» Существительные: школа, класс, урок, учитель, ученик, перемена, ручка, ранец, пенал, учебник, тетрадь, карандаш, линейка, краски, кисточка. Прилагательные: интересный, увлекательный, первый, умный, новый. Глаголы: учиться, писать, читать, считать, узнавать, знакомиться, трудиться. | ТЕМА: « КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ» ( старшая группа) Существительные: растение, кактус, фиалка, розан, толстянка, сенполия, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка, герань. Прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, опушенный, колючий, рыхлый, влажный, теплый. Глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать. |
Тема: « ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН» Существительные: животные, детеныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, пища. Прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, неповоротливый. Глаголы: лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать. | ТЕМА: « НАСЕКОМЫЕ» ( старшая группа) Существительные: насекомые, бабочка, жук, б.коровка, кокон, муравей, гусеница, комар, муха, пчела, оса, шмель. Прилагательные: вредный, полезный, майский. Глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать. ( подготовительная группа) Существительные: стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка. Прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, опасный. Глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, поедать, откладывать. |
ТЕМА: « КОСМОС» Существительные: космос, космонавт, ракета, корабль, станция, спутник, полет, Земля, Луна, Солнце, планета, звезда, комета, созвездие, скафандр, невесомость, телескоп, астроном, орбита. Прилагательные: первый, космический, солнечный, искусственный, орбитальный, лунный, земной, звездный. Глаголы: осваивать, запускать, летать, падать, приземляться, прилуняться. | ТЕМА: « ПДД» Существительные: движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, улица, перекресток, , авария, милиционер, регулировщик, жезл, свисток. Прилагательные: дорожный, пешеходный, милицейский. Глаголы: соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить. |
ТЕМА: « ВЕСНА» ( старшая группа) Существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, подснежник, трава, грач, гнезда, насекомые, гроза. Прилагательные: голубое, чистое, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий. Глаголы: наступать, таять, пригревать, копать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилететь, вить, выводить. ( подготовительная группа) Существительные: март, апрель, май, уборка снега, обрезка деревьев, первоцвет, половодье, верба, ольха, снегоуборочная машина. Прилагательные: рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, нежный, красивый, пушистый, душистый. Глаголы: убирать, обрезать, просыхать. | ТЕМА: « ТРАНСПОРТ» ( старшая группа) Существительные: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, мотоцикл, самолет, велосипед, корабль, вертолет, лодка, колесо, руль, дверца, кабина. Прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый. Глаголы: перевозить, грузить. ( подготовительная группа) Существительные: цистерна, контейнеровоз, платформа, тепловоз, электровоз, электричка, катер, пассажир, груз, поездка, салон, двигатель, кузов, билет, гараж, остановка, вокзал, аэропорт, пристань. Прилагательные: легковой, дорожный, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, подземный, скорая, пожарная, милицейская. Глаголы: ехать, везти, доставлять, лететь, плыть, управлять, вести. |
ТЕМА: « ПОСУДА» ( старшая группа) Существительные: посуда, чайник, кастрюля, сковородка, ковш, тарелка, ложка, вилка, ножик, масленка, солонка, хлебница. Прилагательные: стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный. Глаголы: пить, есть, готовить, резать, чистить. ( подготовительная группа) Существительные: поднос, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, супница, салфетница, поварешка, дуршлаг. Прилагательные: кухонная, столовая, чайная, эмалированная, чугунная, серебряная. Глаголы: варить, жарить. | ТЕМА: « ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ» Существительные: молоток, топор, пила, клещи, гвозди, тиски, ключ, гайка, болт, кисть, краска, валик, раствор, мастерок, ножницы, расческа, игла, нитки, мел, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень. Прилагательные: нужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный, стеклянный, бумажный, деревянный, пластмассовый, резиновый, кожаный, каменный. Глаголы: рубить, пилить, вбивать, точить, закручивать, отвинчивать, красить, штукатурить, подстригать, шить, готовить. |
ТЕМА : « ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ» Существительные: утюг, холодильник, кофемолка, компьютер, пылесос, мясорубка, часы, телевизор, соковыжималка, миксер, тостер, электрочайник, радио, телефон, стиральная машинка. Прилагательные: гладить, складывать, молоть, убирать, шить, показывать, смотреть, готовить, включать, выключать. Глаголы: нужная, удобная, полезная, швейная, стиральная, легкая, надежная. | ТЕМА: « 8 МАРТА» Существительные: папа, мама, баба, дед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, сирота. Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная; Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, мыть, работать, вытирать, ухаживать, растить. |
ТЕМА: « ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» Существительные: молоко, масло, сыр, йогурт, кефир, колбаса, мясо, котлета, сосиска, хлеб, булочка, пирог, пирожное, компот, торт, конфета, варенье, каша, суп, салат, крупа., вкус, запах, аромат, специи. Прилагательные: молочный, мясной, хлебобулочный, сливочный, растительный, сладкий, кислый, жирный, вкусный, теплый, холодный. Горячий. Глаголы: подогреть, остудить, резать, печь, мазать, взбивать, греть, кипятить, тушить, варить, жарить, мыть, накрывать, готовить. | ТЕМА: « 23 ФЕВРАЛЯ» Существительные: солдат, Родина, Россия, ракетчик, танкист, десантник, ракета, танк, летчик, самолет, пограничник, герой, парашют, враг, бомба, подводник, пехотинец, предатель, война, рана, автомат, оружие. Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, военный, доблестный. Глаголы: воевать, защищать, драться, победить, ранить, перевязать, вылечить, сражаться, сопротивляться. |
ТЕМА: « ЧЕЛОВЕК» Существительные: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, рот, нос, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, прическа, челка. Усы, борода, ресницы, здоровье. Прилагательные: высокий, низкий, толстый, тонкий, длинноволосый, стриженный, кудрявый, светловолосый, темноволосый, рыжий, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый. Глаголы: ходить, бегать, класть, брать, прыгать, царапаться, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести, гладить, кивать, сжимать, разжимать, согнуть, разогнуть, хлопать, крутить. | ТЕМА: « ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» Существительные: лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лопата, хоккей, прорубь, рыбалка, клюшка, шайба, лыжник, саночник, хоккеист, фигурист, конькобежец. Прилагательные: острые, быстрые, зимние, скользкие, липкий. Глаголы: ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, катать, сгребать. |
ТЕМА: « МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Существительные: труба, дудочка, колокольчик, гитара, балалайка, скрипка, барабан, бубен, , пианино, гармошка, инструменты, музыкант, композитор, мелодия, музыка, ноты, оркестр, смычок, струны, клавиши, кнопки. Прилагательные: ударные, струнные, духовые, музыкальные. Глаголы: ударять, нажимать, барабанить, дуть, играть, петь, звенеть, бренчать. |
Источник
Как увеличить словарный запас дошкольника
Сколько слов должен знать первоклассник? В норме активный словарный запас ребёнка 6-7 лет насчитывает от 3500 до 7000 слов.
Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребёнка. Статистика неутешительна: в одной только Москве от 70 до 90% старших дошкольников демонстрируют признаки задержки развития речи. Дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. Прежде всего это отрицательно сказывается на овладении грамотой — школьникам элементарно не хватает знаний, чтобы верно подбирать проверочные слова.
Что же делать? Для расширения словарного запаса просто уместить в памяти ребёнка как можно больше слов к моменту поступления в школу недостаточно. Важно удостовериться, что он правильно понимает их значение и смысловое родство, улавливает многозначность слов и их переносные значения.
Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе
К 5-7 годам ребёнок с развитой речевой функцией хорошо ориентируется в тематических множествах. Он понимает и разделяет:
- понятия времени («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
- пространственное ориентирование («верх», «низ», «лево», «право»);
- числительные, желательно в пределах сотни;
- абстрактные термины из области обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников;
- профессии и виды спорта;
- цвета и оттенки;
- части человеческого тела;
- природные явления;
- бытовые предметы;
- транспортные средства;
- домашних и диких животных, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
- эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний.
Обогащение словаря дошкольника можно начать с ряда несложных речевых упражнений, которые доступны каждому родителю. Главный секрет успеха заключается в их регулярности: лучше заниматься пять минут, но каждый день, чем целый час, но раз в неделю.
- Больше общайтесь с ребёнком. Говорите красиво — подбирайте разнообразные синонимы, используйте прилагательные и метафоры. Словарный запас дошколят преимущественно состоит из существительных и глаголов, предметов и действий. Гораздо труднее запоминаются прилагательные. Эпитеты, сравнения, описания относятся к области абстрактного и требуют больших усилий при запоминании. Чтобы избежать этой проблемы, знакомьте ребёнка с цветом и формой, материалом, запахом, назначением предметов. Не бойтесь использовать незнакомые ему слова и термины. Если малыш не может понять что-то из контекста сказанного, это прекрасный повод объяснить ему значение того или иного слова. Заодно и сами потренируетесь.
- Читайте осознанно. Просто чтения вслух недостаточно. Читайте книги медленно, с выражением и время от времени спрашивайте, понимает ли ребёнок то или иное слово. Вы удивитесь, когда обнаружите, как много «белых пятен» может всплыть в очевидном для вас материале! Объясняйте значение сложных слов по ходу чтения, в следующий раз обязательно задавайте вопросы на закрепление усвоенного материала.
- Рассматривайте и обсуждайте картинки в книгах, вводите в свои описания новые слова и сложные конструкции, задавайте ребёнку наводящие вопросы.
- Поощряйте ребёнка заучивать наизусть стихи. Подбирайте разные стихотворения: смешные, образные, сюжетные. Выбирайте для изучения те, что вызывают у малыша наибольший отклик при первом прочтении.
- Играйте в словарные игры! Специалисты разделяют такие понятия, как активный и пассивный словарный запас. Ребёнок может знать слово, но не употреблять его в речи. Поработать с пассивным словарём и перевести его в активный помогут разные варианты словарных упражнений. Такие, как задания на поиск пропущенного слова. Например: «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы… (ледяная)», «Андерсен написал сказку о стойком… солдатике (оловянном)» и так далее. Больше словарных игр — в следующем разделе статьи!
Словарные игры
Словарные игры не просто полезное, но и увлекательное занятие, которое уместно везде и всегда! В словарные игры можно играть с большими и маленькими, в метро или в машине, в гостях или дома, на прогулке или в очереди.
Это могут быть как настольно-печатные игры — кубики историй, детская «Монополия», всевозможные тематические лото, игра в «Крокодила» (покажи слово), игра «Кто я?» (угадай, что ты за персонаж с помощью наводящих вопросов), так и весёлые игры, не требующие вообще никакого реквизита.
Приведём примеры таких игр:
- Вспоминать слова, которые начинаются на определённую букву. Разминку можно выполнять в формате конкурса, называя слова по очереди. Кто назовёт больше всех — тот выиграл.
- Поиск родственных слов. Если у меня есть ум, то я какой? (Умный.) Если я сделан из стекла, то я какой? (Стеклянный.) И так далее.
- Угадай профессию. Человек, который шьёт одежду, — это… . Человек, который ловит преступников, — это… . И так далее.
- Игра «Загадай предмет» — загадывающий описывает свойства предмета, а остальные угадывают, что это.
- «Я знаю пять…» Каждый участник по очереди называет пять слов из единого смыслового множества: пять городов, пять имён девочек, пять овощей, пять предметов одежды и так далее.
Ещё одна вариация словарных игр — игры с мячом: они не только развивают память, но и тренируют скорость реакции.
- «Съедобное — несъедобное». Ведущий игрок называет любое слово и кидает ребёнку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребёнок ловит мяч, если несъедобный — отбрасывает.
- «Большой — маленький». Ведущий произносит одно слово из пары («палец» или «пальчик», «шкаф» или «шкафчик», «кошка» или «котёнок») и кидает мяч. Ребёнок возвращает мяч, назвав пару для услышанного слова.
- Игра «Скажи наоборот» — поиск антонимичных слов и понятий, например горячо — холодно, день — ночь, смелый — трусливый, бежит — стоит, с обменом мячом по аналогичному принципу.
- «Кто где живёт?» — ведущий бросает мяч и называет какое-то животное, а ребёнок возвращает мяч с ответом на вопрос, где это животное живёт, например лиса — в норе, собака — в конуре, ворона — в гнезде.
- «Назови животное (одежду, блюдо, имя и так далее)». В эту игру можно играть с компанией детей. Кидайте мяч участникам по очереди: поймавший мяч называет слово из заданной тематической группы и бросает мяч обратно. Ребёнок, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается последний оставшийся в игре участник.
Игры со словами полезны как детям, так и взрослым. Они способствуют формированию лексической базы, активизируют навыки словообразования, ускоряют процесс извлечения из памяти, способствуют развитию внимания и логики. Общайтесь, веселитесь и развивайтесь вместе с ребёнком, и вы сможете абсолютно бесплатно научить его виртуозному владению родным языком — навыку, которому многие взрослые годами учатся за круглые суммы. Удачи вам и вашим дошкольникам!
Наталья Якунина
Источник