Витамины при раздражительности ребенка 10 лет

Витамины для детской нервной системы

Ошибочно думать, что детский организм надежно защищен от негативного влияния стрессов. Нервная система ребенка еще не сформирована окончательно, а потому особенно восприимчива к негативным внешним воздействиям. На нее оказывают влияние нарушение режима дня, умственные и эмоциональные нагрузки, быстрый рост. Все это сказывается на поведении ребенка, его настроении, самочувствии, сне. Повысить умственную активность, восстановить нервные клетки, защитить малыша от перегрузок помогают витамины успокаивающие нервную систему для детей.

Развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности. У ребенка снижается внимательность, повышается импульсивность, возникают сложности в общении, обучении. Дети начинают вести себя эксцентрично.

Может возникнуть раздражительность, апатичность: полное отсутствие желания гулять, играть, развлекаться или учиться. У детей нарушается сон: появляется бессонница или, наоборот, постоянная сонливость. Ребенок может капризничать без видимых причин, у него часто меняется настроение. При отсутствии коррекционных мер начинаются частые простудные заболевания, а затем и проблемы с сердечно-сосудистой системой.

В любом случае необходима консультация специалиста, который изучит состояние ребенка и на основании полученных результатов выявит дефицит витаминов и минералов, назначит препараты.

Витамины, успокаивающие нервную систему детей, выпускаются в виде таблеток, капсул, жевательных пастилок. Дозировка и состав препаратов определяются врачом, исходя из возраста, пола и состояния ребенка.

Название

Влияние на детей

Симптомы дефицита

Продукты, в которых содержится

Ретинол (А)

Способствует улучшению зрения, состояние кожи и волос. Влияет на скорость нервных реакций, помогает повысить концентрацию внимания, скорость нервных реакций.

Частые заболевания ЖКТ, мочеполовой системы, дыхательных путей.

Куриная слепота.

Сухость, шелушение кожи, сыть, фурункулез.

Бессонница, потеря аппетита.

Повышенная чувствительность зубов.

Перхоть.

Анемия.

Морковь, щавель, петрушка, шиповник, шпинат, манго, рыбий жир, говяжья, куриная, тресковая, баранья, свиная печень

Тиамин (B1)

Помогает нормализовать сон, бороться со стрессами. Может оказывать успокаивающее воздействие. Способствует нормализации умственной деятельности.

Снижение обучаемости.

Раздражительность.

Нарушение концентрации.

Плаксивость.

Чувство холода даже в тепле.

Умственное переутомление.

Бобовые, зеленые листовые овощи, спаржа, брюссельская капуста, апельсины, изюм, чернослив, орехи, мясные продукты, субпродукты, рыба, желток, крупы.

Рибофлавин (B2)

Помогает справиться с быстрой утомляемостью, решить проблемы со сном, частыми головными болями.

Стоматиты, трещины в углах рта.

Анемия.

Снижение работоспособности.

Мясные субпродукты, мясо, орехи, грибы,

молочные продукты, яйца, овсянка, гречка.

Ниацин (PP, B3, никотиновая кислота)

Влияет на приток крови к головному мозгу. Помогает справляться с депрессивными состояниями.

Мышечная слабость.

Рассеянность.

Заторможенность.

Страхи.

Нарушение сна.

Депрессии.

Раздражительность.

Бобовые, мясо птицы, говяжьи субпродукты, пшеница, ячмень, овсянка, орехи, семечки, грибы.

Пиридоксин (B6)

Необходим для выработки гормона радости — серотонина. Способствует стабилизации нервной системы, снятию перевозбуждения, нормализации сна.

Мышечная слабость.

Тревожность.

Головные боли.

Судороги.

Грецкие орехи, дрожжи, чеснок, мясо курицы и кролика, томатная паста.

Фолиевая кислота (B9)

Помогает улучшить память, снять тревожность и раздражительность.

Ухудшение памяти.

Снижение веса.

Раздражительность.

Агрессивность.

Субпродукты, желток, треска, икра, сыр, гречка, овсянка, свекла, морковь, бананы, персики, дрожжи.

Цианокобаламин (B12)

Оказывает помощь в защите нервных клеток от повреждений, влияет на кровообращение, положительно воздействует на мозговую деятельность.

Потеря двигательной активности.

Психозы.

Мании.

Снижение аппетита.

Звон в ушах.

Мясные субпродукты, мясо, рыба, яйца, молочные продукты.

Аскорбиновая кислота (C)

Способствует борьбе с переутомлением, перегрузками. Влияет на настроение.

Плохой аппетит.

Капризность.

Вялость.

Сонливость.

Подавленность.

Шиповник, черника, клюква, черная смородина,

цитрусовые, сладкий перец, брокколи.

Кальциферол (D)

Помогает успокоить нервную систему, справиться с повышенными нагрузками.

Пугливость.

Беспокойство.

Проблемы со сном.

Молочные продукты, рыбий жир, морепродукты, яйца,

сливочное и растительное масло, листовые овощи.

Токоферол (E)

Участвует в защите клеток мозга от повреждающих факторов, способствует ускоренной регенерации нервных клеток, может оказывать успокаивающее воздействие.

Снижение умственных способностей.

Слабость.

Нарушение координации движений.

Растительные масла, злаки, бобовые, орехи, сухофрукты, зелень.

Источник

Как лечить невроз у детей: мнение педиатра

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎гипоопека».
  • Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.

Читайте также:  Второй ребенок в семье разница 10 лет

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых.

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
  • Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
  • Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).

После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).

  • Заикание. Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье.
  • Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения.

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия.

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша.

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

Основным способом лечения неврозов является психотерапия.

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид); настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).
Читайте также:  Размер ноги ребенка 10 лет

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Источник

Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения

Витамины при раздражительности ребенка 10 лет

Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.

Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарст­венным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).

Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии — нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функ­ций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.

Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психо­эмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), — R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. — в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях — с умеренным или ограниченным эффектом.

Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат — атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).

Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.

Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.

Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.

Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.

Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.

Настой корня валерианы — традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.

Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим дейст­вием.

Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.

Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.

Имеются сведения, что мята переч­ная (в виде эфирного масла) способ­ствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное дейст­вие.

Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной — ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.

Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семей­ства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.

Основные действующие вещества мяты лимонной:

  • компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
  • гераниол;
  • линалоол;
  • нераль;
  • кариофиллен;
  • терпеноиды;
  • глюкозиды эвгенола;
  • бензиловый спирт;
  • фенолкарбоновые кислоты и др.

Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.

В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.

Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.

Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).

Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).

Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.

Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.

Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсут­ствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в дет­ском возрасте.

Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.

В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функ­ций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор

С. В. Балканская, кандидат медицинских наук

В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ

НЦЗД РАМН, Москва

Источник